Скептики часто ставят под сомнение перспективы российско-китайских отношений и их аргументация звучит достаточно убедительно. Две огромных страны занимают большую часть Евразии, но не имеют дороги соединяющей их столицы. Два разных языка и две безумно разные культуры. И при этом ни одна из них не хочет вспоминать крайне неприятную историю 1969 года. Может показаться, что как бы русские и китайцы не хотели, сама природа и устройство мира не позволят им стать близкими друзьями. Но почему тогда отношения двух стран крепнут год от года?
Рассмотрим, с чего всё началось. В этом году на Северо-Восточном Азиатском форуме был представлен доклад об архитектуре отношений между Дальневосточными регионами РФ и Северо-Восточными регионами КНР. Доклад констатирует множество проблем в отдаленных Восточных регионах нашей страны: суровый климат, недостаток населения и его отток, изношенность материально-технической базы, инфраструктурные проблемы и стремительно деградирующую промышленную базу. Китайские ученые не приврали - авторы доклада опирались на российские открытые источники. Однако, в северо-восточных районах КНР проблемы те же самые: суровый климат привел к малопривлекательному имиджу приграничных районов, что вызывает недостаток инвестиций, отсталость промышленных предприятий и значительно замедленный рост экономических отношений между субъектами регионов.
Удивительный вывод: две безумно разные страны имеют одинаковые проблемы в двух соседних регионах.
2012 год ознаменовался началом кардинальных перемен для жителей этих территорий. Для России это был год, когда Владимир Путин продемонстрировал Владивосток миру, приняв форум АТЭС, продвигая Дальний Восток как наиболее эффективные ворота для торговли между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. В то же время Национальная комиссия по реформам Китая осуществляла программу “энергичного продвижения на северо-востоке” в рамках 12-го пятилетнего плана, что означало принятие мер по повышению открытости и реформ в этом регионе. С того момента, уже 6 лет подряд, нарастающий вал инвестиций приводит к развитию всё большего числа инфраструктурных и региональных проектов расширяющих торговые коридоры между двумя странами. Эти процессы способны изменить до неузнаваемости весь Азиатско-Тихоокеанский регион.
Ярким примером грядущих перемен стал железнодорожный мост, впервые в истории соединивший железнодорожную сеть двух регионов: новая линия связывает китайский город Тунцзян с российским городом Нижнеленинское близ Хабаровска. Это дает надежду что развитие железнодорожной сети способствует развитию старой Байкальской Амурской магистрали - ключевого дополнения к Транссибирской магистрали.
Другой пример стратегического сотрудничества двух стран - газопровод Сила Сибири, по которому газ будет поступать в Китай и обеспечивать целых три Северо-Восточных провинции КНР. Этот проект крайне важен для КНР, так как позволит отказаться от угольной электрогенерации и значительно улучшить экологию Китая, находящуюся сейчас в отвратительном состоянии. Кроме того, китайский капитал играет ключевую роль в укреплении энергетической инфраструктуры на Дальнем Востоке, участвуя в таких масштабных проектах, как новый Амурский газоперерабатывающий комплекс, строительство которого началось в 2017 году.
Отношения двух стран не ограничиваются транспортными и энергетическими проектами. Рост влияния РФ как экспортера продуктов значительно ускорился из-за международных санкций вызванных ситуацией с Крымом. А текущие торговые войны между Китаем и США уже привели к увеличению объемов экспорта продуктов из РФ в Китай. Ассоциированые с этими процессами агрохолдинги уже привлекли порядка 300 миллионов долларов инвестиций.
На этом фоне США должны задаться вопросом: не приведет ли экономическое сотрудничество к еще более близкому, в том числе и военному сотрудничеству Медведя и Дракона? В настоящий момент, американские эксперты считают что причин опасаться нет. Китай, завязанный на российский газ, станет менее агрессивным в отношении Индии и её претензий на газовые месторождения в Индийском океане. Российская Федерация из-за лучших отношений с Пекином будет более сговорчива с Японией. Ведь японцы всегда могут попросить Китай повлиять на своих партнеров в обмен на уже японско-китайские уступки.
В Евразии со времен Генри Киссинджера Америка использовала один и тот же прием - стравливала страны и добивалась своих целей, активно эксплуатируя их взаимные претензии. С тех пор прошло уже более 40 лет и мир радикально изменился, а Азиатские Тигры хорошо усвоили полученные уроки. И теперь уже Китай бросает вызов США.
В условиях нарастающих внутренних проблем и ослабевания позиций США как сверхдержавы остается только гадать какой путь выберет Трамп. Поддержать Россию против Китая несмотря на полный разлад отношений? Встать на сторону Китая и передать им мандат на роль ведущей мировой державы? Или же биться до конца против двух стран, на территории которых половина мирового населения и ресурсов? Очевидно одно - Америка вряд ли останется в стороне от этих процессов.
Понравилась статья? Отмечайте ее как "понравившуюся" и подписывайтесь на обновления нашего канала.