Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта) опубликовала регулярный отчёт "Основные показатели работы гражданской авиации России" за десять месяцев текущего года.
Пассажирооборот*
*называемый также трафиком, равен произведению числа пассажиров на расстояние, на которое они перевезены
По сравнению с прошлым аналогичным периодом - январём-октябрём 2017 года (здесь и далее) - пассажирооборот увеличился на 10,3% и достиг 243,817 миллиардов пассажирокилометров, в том числе на международных линиях 136,238 млрд пасс.км (+10,8%), на внутренних - 107,579 млрд пасс.км (+9,7%).
Характерно, что пассажирооборот со странами СНГ (учтённый в международном) составил всего 13,462 млрд пасс.км и вырос относительно слабо - на 3,7%.
Пассажиропоток**
**равен общему числу перевезённых пассажиров вне зависимости от расстояния и прочих параметров
За первые десять месяцев он составил 99,184 миллионов человек, что на 10,4% выше уровня прошлого периода. В том числе на международных маршрутах перевезено 40,764 миллионов человек (+10,9%), на внутренних - 58,421 миллион (+10,0%).
Показательный момент: международные маршруты из России в среднем заметно длиннее внутренних, поэтому пассажирооборот на них выше - при том, что общее число пассажиров ниже.
Пассажиров, следовавших в страны СНГ или обратно, насчитали 5,952 миллиона, что на 4,5% выше показателя прошлого периода.
Занятость кресел***
***также загрузка; равна доле занятых перевозимыми пассажирами кресел от общего их числа в занятых на маршрутах самолётах. Указывает на адекватность текущего флота объёму спроса; при высоких значениях показателя, сопровождаемых финансовыми убытками, свидетельствует о политике демпинга
Доля занятых кресел в целом по гражданской авиации достигла 84,6% (на 0,8 процентных пункта выше прошлого показателя; то есть, было 83,8%), в том числе на международных маршрутах 85,6% (-0,3 п.п.), на внутренних - 83,4% (+2,2 п.п.). Это высокие цифры для отрасли по мировым меркам; лёгкое снижение показателя на трансграничных перевозках при значительном росте пассажиропотока говорит об опережающем увеличении провозных мощностей. То есть, российские авиакомпании ставят более вместительные самолёты и открывают новые рейсы по иностранным направлениям охотнее, чем по отечественным.
Перевозки между Россией и странами СНГ показали динамику, близкую ко внутренним линиям: 84,5%, плюс 1,3 процентных пункта.
Первая пятёрка авиакомпаний
Её состав оказался неизменным, хотя внутри произошли перестановки.
Номер 1:
Номер 2:
Номер 3:
Номер 4:
Номер 5:
Итого, на топовую пятёрку российских авиакомпаний приходится примерно две трети пассажиропотока и пассажирооборота страны, но доля их слегка снижается - примерно на полтора процентных пункта.
Чемпионы роста
Из остальных игроков важно отметить авиакомпанию Азимут (A4), крупнейший авиационный стартап России последних лет: начав полёты 21 сентября 2017 года, за первые десять месяцев текущего перевозчик смог достичь 21-го места в стране (523 тысячи пассажиров) и распродать 83,1% кресел в своих самолётах.
Если же учитывать авиакомпании, отработавшие полный прошлый период, то лучший показатель роста - у Red Wings (WZ), завершавшей транзит флота с самолётов российского производства на продукцию Airbus. Ставка на импортную технику не только дала возможность получить прибыль, но и достичь самого впечатляющего роста: на 60,0% больше пассажиров (2,296 миллиона человек в текущем году), на 78,4% выше пассажиропоток (5,029 миллиардов пассажирокилометров) при занятости кресел 86,9% (и даже здесь рост - на 2,5 процентных пункта).
Мастера планирования и продаж
Наконец, процент заполняемости среди магистральных перевозчиков всегда наивысший у авиакомпаний, специализирующихся на чартерах под пакетные туры. И здесь лидер прежний - это Azur Air (ZF), у которой при помощи Anex Tour (принадлежат одному холдингу) было занято 96,0% кресел (хотя это на 0,6 п.п. ниже прошлого периода).
Ещё полнее свои самолёты могут заполнить только компании, связанные с вахтовыми рабочими. ЗАО "ЮТэйр" (часть контролируемого Сургутнефтегазом авиационного холдинга, работающая на перевозках нефтяников) достигла 99,2% (на 0,2 п.п. хуже прошлогоднего).
Лучший показатель загрузки среди регулярных перевозчиков оказался у Победы (DP) - 94,6% (+0,2 п.п. к прошлому периоду).
Очевидно, сочетанием скандального маркетинга с гибкой ценовой политикой и логично выстроенной маршрутной сетью менеджмент единственного российского лоукостера умеет пользоваться по-настоящему эффективно.