Найти тему
Musecube.ORG

Большая любовь «под фанеру»

В последних числах ноября в Конгресс-центре РЭУ имени Плеханова отметили 200-летие Мариуса Петипа гала-концертом из двух отделений, объединенных сборной московских и санкт-петербургских театров: Станиславского и Немировича-Данченко, Михайловского, театра «Русский балет» из Санкт-Петербурга и театра «Кремлёвский балет». Поэтому назвать это выступлением «звезд петербургского балета», как заявлено в афише, никак не получается, артисты представляют обе столицы в равной мере.

Масштаб личности Петипа и его вклад в развитие русского балета нельзя недооценить. Вот только почему отмечают сейчас, хотя родился великий хореограф в марте? Загадка. В целом весь концерт оставил после просмотра много вопросов к организатором и создателям программы.

Как заявлено на сайте конгресс-центра, зал оборудован «для театральных представлений и развлекательных мероприятий». То есть для всего сразу и ни для чего конкретно. В этом зале будет удобно ректору поздравить студентов с началом учебного года или вручить дипломы; студенческому драмкружку представить спектакль, но не более того. Ни о каком живом звуке, полноценных декорациях речи не идёт, они там просто не поместятся. Танцор, если войдёт в раж на очередном круге или диагонали, рискует улететь со сцены. Как принято в районном ДК по сторонам от сцены выставлены колонки. Мне не повезло, я сидела напротив одной из них, музыка била в лоб, временами похрипывая или повизгивая. Если артист упархивал в глубину сцены в сторону левой кулисы, его не было видно, зато открывался отличный вид на всё правое закулисье вплоть до швов на ткани, какие-то канистры, оборудование и готовящихся к выходу балерин.

Открыли программу, посвящённую юбилею Петипа, почему-то «Шопенианой» Фокина, который как раз отрицал художественные принципы нашего юбиляра. Да, оба жили в одно время, Фокин танцевал во многих балетах великого мастера, в том числе на премьере «Щелкунчика», и это всё, что их связывает. А само исполнение было неплохим, Елена Коцюбира красивая и лёгкая, какой и должна быть муза и мечта.

Дальнейшая программа вопросов не вызывала, была трафаретной и потому предсказуемой: па-де-де из «Спящей», «Жизели», «Лебединого», «Корсара», «Талисмана». Сольные танцы из «Баядерки» и вдруг «Лебедь» того же Фокина. Продюсеры или спонсоры неравнодушны к его балетам, иначе столь неожиданные вставки в программу, посвящённую Петипа, я объяснить не могу. В заключении представили гран-па из балета «Дон-Кихот» с очаровательной Екатериной Первушиной в образе Китри, которая продемонстрировала настолько филигранную работу стопы, что зрительское «Ах…!» на долю секунды заглушило колонки. В «Дон-Кихоте» несложно завести публику. Балерина как начнёт наворачивать фуэте, так все сначала их считают, но в какой-то момент сбиваются и хлопают. И в этот раз зритель не подвёл. Но Екатерине удалось своими невесомыми и точными шанжманами зажечь зал и в образе трагической Жизели. В паре с Егором Матузовым они смогли воссоздать атмосферу без декораций и кордебалета на фоне невнятного задника. В па-де-де из «Спящей Красавицы» и «Щелкунчика» Оксана Кардаш показала яркие и музыкальные образы, как всегда с безупречной техникой и очень красивыми линиями в поддержках.

На гала-концерты стоит ходить, чтобы познакомиться не с балетом или хореографом, а прежде всего с артистами. Ты видишь танцовщиков на пустой сцене, один на один со зрителем. Здесь невозможно спрятаться за пышными декорациями и кордебалетом. В этом тет-а-тете можно бесконечно любоваться идеально чистым танцем, наблюдать, как из танцор из воздуха создаёт сказку. В следующий раз ты пойдёшь уже не на абстрактную «Спящую красавицу», а на Оксану Кардаш или Елену Кацюбира. Но под этим же увеличительным стеклом видны все огрехи: каждый недокрученный пируэт, дрожь мышц, недодержанные арабески, потери баланса. Так что гала-концерт – вещь неоднозначная, вызывающая самые противоречие мнения.

Не могу не задать вопрос по поводу проекции на задник сцены. Почему-то «Дон Кихота» танцевали на фоне Страсбургского собора (картинка была похожа), а Цыганский танец из того же балета у замка Дракулы с Дартом Вейдером у ворот? Видимо художник сцены не любит «Дон Кихота». В целом концерт это не испортило, артисты – профессионалы своего дела и способны станцевать хоть на платформе грузовика. И всё же, балеты знаменитого хореографа заслуживает большего: внимания, сцены, идеи и конечно тщательного подхода к деталям.

Лана Кириенко-Кущенко специально для MUSECUBE

Спасибо, что дочитали публикацию до конца!

Вам понравилось? Тогда подпишитесь на наш канал, поставьте лайк, напишите комментарий или поделитесь публикацией в сети.

Для Вас это не сложно, а для нас - огромная помощь в развитии канала.

СПАСИБО!