-Где и кем ты работаешь? -На данный момент я ушла с телевидения, потому что профессионализм - это последнее, что стало там цениться. Получила предложение и со дня на день выйду на новую работу, она так же связана с журналистикой и медиа, заниматься буду продвижением в одной серьезной государственной организации. Название организации сказать не могу, т.к. за ее имиджем следят очень строго.
-Почему ты ушла? -Есть несколько причин. Сперва началась адская текучка, когда сняли нашего директора. Ушло процентов 70 состава редакции, в том числе - топовые журналисты, главный редактор и мои сменщицы. Я осталась одна за всех с коллективом, состоящим практически из стажеров, и через три месяца такой нагрузки заработала нервный срыв. Это удалось пережить, но новое руководство решило зачистить тех, кто был лоялен предыдущему директору. У них свои разборки, но в мясорубку попали все, кто мог угрожать новому режиму. Меня вынудили уволиться, потому что однажды я пришла на работу, а у меня без объяснения причин заблокирован доступ к рабочим программам. Я технически не могла приступить к созданию выпуска. Называть меня начали не иначе, как корреспондент, игнорируя мою должность. А потом, так же, без предупреждения, мою зарплату уменьшили на 15 тысяч. Наверное, основной причиной стало именно ущемление достоинства, ну а урезанная зарплата просто поставила точку и помогла принять решении.
-У тебя есть образование журналиста? -Нет, но это последнее, что требуется на региональном ТВ. У меня смежное образование, кое-что я понимала в этом деле. Но никаких основ, конечно, не было, когда я пришла устраиваться на канал. Я скажу так: региональная журналистика - это яркий пример фразы, что диплом можно использовать как подставку для чашки кофе. Ты должен быть мазохистом, обладать более-менее нормальной внешностью (нет второго носа и есть хотя бы десяток зубов - годишься), а еще - уметь забивать на семью и работать за копейки, получая пиздюли вместо обеда. Кстати, обед - это вообще роскошь, частенько вместо него едешь любоваться на какой-нибудь труп))).
-Как ты попала не телевидение? -Я училась на четвертом курсе и съехала от родителей. Свою заначку быстро проела и решила, что пора бы устраиваться на работу. На тот момент мне было плевать, куда, лишь бы платили хотя бы 15 тысяч. Отправила резюме везде и всюду, и благополучно забыла, потому что три дня отмечала сдачу сессии. А потом увидела, что мне пришло письмо с канала. Три дня назад. Я им перезвонила, ожидая, что такого "ответственного" кандидата сразу же пошлют, но, на удивление, они сразу пригласили на собеседование. Это был первый сигнал о том, как там все устроено, но я его, конечно же, проигнорировала)). Пришла на собеседование и главред сразу сказала, что платят мало, а хотят много. Первый вопрос был: "Ты понимаешь, куда ты лезешь?". Я не понимала, но сказала, что не боюсь ничего и никогда. Она посмотрела на меня, вздохнула и сказала: "Ну ок, приходи стажироваться". Мне кажется, ей было меня жалко. Пообещала зарплату в 15 000 с перспективой роста. Для меня это были гигантские деньги.
-Так ты стала корреспондентом? -Да, сперва стажировалась на корреспондента. Редакторов с улицы никто не берет, сперва нужно пройти несколько кругов телевизионного ада. Первый мой сюжет, как сейчас помню, был про рождение оленят в зоопарке и мне достался оператор, у которого была своеобразная традиция: всех новеньких доводить до слез на первой съемке. Три часа я слушала едкие высказывания, что я неподготовленная, глупая, никчемная, набрали с улицы, ничего не умею, вопросы запретил себе задавать, на просьбы о том, чтобы подснять какой-то кадр получала игнор. Вот такое посвящение в телевизионщики. Я не заплакала и с тех пор мы с ним крепко дружим, кстати).
-До "случайного" трудоустройства ты себя не представляла в журналистике? -Совершенно. Я думала, что буду снимать клипы. Стану режиссером. Сейчас я поняла, что выбрала свой путь правильно. Но свою дочь, например, я бы очень жалела, если бы она сказала, что хочет стать журналистом.
-Как отреагировали твои родители когда ты ушла в журналистику? Они очень гордились). Как будто я ушла в Голливуд, не меньше)) Потом я взяла награду союза журналистов в Москве и они до сих пор всем об этом рассказывают. Мне нравится радовать маму и папу, и я не говорю им, что на самом деле представляет из себя эта работа. Как часто хочется плакать и уволиться.
Как много потребовалось времени, придя с улицы, понять всю кухню тв? -Про всю кухню не скажу, но ухватить суть - как пишутся сюжеты, как сделать интересный репортаж - получилось где-то через месяца полтора. Я очень старалась, потому что телевидение - это большой змеиный клубок. Ты приходишь и на тебе сразу ставят клеймо. Мое было: "стерва и оборзевшая девка", хотя я честно не понимаю, за что. Но я сразу почувствовала негатив и поняла, что если я за короткие сроки не стану здесь одной из лучших - они меня задавят. Я начала читать сюжеты лучших сотрудников редакции, смотреть федеральные каналы, записывать острые обороты и фразы. Так и выучилась. Никто со мной не садился и ничему меня не обучал. Они были очень удивлены, когда я стала выдавать прикольные репортажи и у меня начали появляться "друзья". Это были люди, которые сменили гнев на милость. Вообще, главный показатель лояльности к тебе на региональном тв - зовут ли тебя в курилку. Меня первый раз позвали через месяца три, наверное))).
-Самая жесть которая с тобой происходила в должности корреспондента? -Это криминальные съемки. Они самые жесткие. Были. Поначалу. Первый мой выезд на криминал случился, как всегда, внезапно. Отец семейства ушел на работу, а ревнивый ухажер его старшей дочери пришел к нему домой, зарезал девушку, ее мать и младшую сестру, а потом поджег. Первые мои трупы, и так много, которые я увидела на расстоянии метра. Но было и жесче. Приехали в многоэтажку по жалобам жителей, где уже две недели стоит нестерпимая вонь из одной из квартир. Там бывший афганец живет, он помешался. Двери никому не открывает. В общем, нам, он, к сожалению, открыл. У него в одной комнате спала пьяная любовница, а во второй - двухнедельная лопнувшая жена Лена. Алкоголем подавилась, а ритуальщики ему выкатили сумму в 5000 за вывоз тела. Денег у алкоголика, конечно, не было, вот Лена и осталась проживать с ним. После этих двух случаях я спокойно ела и монтировала "мясо". Уже ничем не удивишь.
-эм...правда жесть -Зато какой смак для региональщиков, у которых вечный провал с темами для выпуска, а тут такой подарок. Рейтинги, рейтинги)). Как бы цинично не звучало, но мы любим трупы. Как мухи. Это же тема, которую даже разрабатывать не надо. Она сама себя сделала. Знаю коллегу, которая писала стенд ап на помойке о том, что в районе нашли расчлененку. И случайно собрала паззл: пока выбирала место у баков для стапа, нашла отрезанную голову. Помогла, так сказать, правоохранителям.
-У вас существовали границы внутри канала, деление на свой чужой? -Да. Стайки по интересам. Внешне все дружили и любились, но сколько сплетен слышала наша курилка... Было принято всем жить дружно, но все знали, кто из какой партии. А когда сменилось руководство - вообще цирк начался. Часть старой гвардии, которая любила прежнего директора (я в ней была) резко отстранилась от группы, в которой сразу же начали обожать нового руководителя. Потому что было ясно: сейчас начнется слив и стукачество. Старались ничего не обсуждать в редакции. Ну и, конечно, главное развлечение - проверь размер яиц у стажера. Прикалывались и подкалывали, стебали и материли всех новеньких. Человек либо откалывался, либо однажды принимался в стаю. В одну из двух)) Вообще, проблема в том, что на региональном ТВ каждая вторая - звезда. Попробуй урони ее достоинство. У всех амбиции, даже у бездарей. Каждый мнит себя большим журналистом, хотя иногда я читала тексты людей, которые там по 8-10 лет работали, и просто рукалицо. Человек не умеет писать, человек высидел свое признание жопой. За 10 лет так примелькался народу, что его стаж стали путать с профессионализмом.
-Как ты сама для себя оцениваешь свой уровень? Я оцениваю свой уровень как неплохой. У меня есть своя фишка - играть словами, я наполняю свои тексты острыми оборотами, это меня выделяет. Никогда не скажу, что я офигенный журналист. Я просто толковый журналист и могу соответствовать должности редактора. Меня называют профессионалом. Мне приятно. Но я знаю, что мне есть, куда расти.
-Как ты стала редактором? Уволилась одна из редакторов. Потребовалась сменщица. На испытательный срок выдвинули меня и ещё одну коллегу. Так вышло, что я подошла и директор утвердил меня. Редакторы же меняют друг друга неделя через неделю. Вообще это прикол регионов. Нет никаких профильных журналистов. Утром ты едешь на фестиваль мёда, вечером снимаешь, как Бабушка расчленила внука, а завтра ты продюсер
-Сколько в твоем подчинении было сотрудников? Человек 10... иногда плюс 5 практикантов, которые таскаются за тобой с грустными глазами и спрашивают: а можно я пойду поем?
-Перед тобой стояла задача - нормализовать отношения внутри коллектива? -Нет, эта задача была на главреде. И Слава богу. Моя задача была - организовать всех и не сдохнуть. Однажды директор зашла в кабинет, когда я рявкнула на парня-журналиста. И сказала, что боится меня. Шефы - одни из самых нервных людей в редакции. Их самих надо тормозить периодически. Иногда я срывалась, мне за это стыдно. Возможно, если бы я больше хвалила, особенно тогда, когда человек это не заслужил, и была бы другом для всех, на меня бы не сливали инфу новому директору и я бы не уволилась. Кто-то точно мне помог, он невзлюбил меня без причины как таковой. Но я думала, что важнее выполнять свою задачу. А не дружить. Я не была монстром. И у меня было правило: критикуешь - помоги, объясни, как правильно. Не просто обосри, а помоги человеку. Но были люди, которые хотели признания. А я им сюжеты переписывала заново, потому что они писали: «вчера в центре города произошло чрезвычайно хорошее в своей невероятности происшествие». Такого они не простили.
-Что такое соответствие должности редактора? - Я сперва хотела ответить что-то про умение видеть целостность выпуска до того, как его создали, про креатив и многозадачность. А потом подумала: черт, мы же говорим про региональное телевидение. Скажу прямо: умение сделать огромную работу в срок, не обосраться, выйти в прямой эфир с минимумом косяков, придумать интересную фишку, чтобы зритель не переключился, доделать работу практикантов, переписать штук 5 не самых хороших сюжетов и смонтировать трехминутный материал стажера за 10 минут до эфира, потому что он не успел. И такая дребедень каждый день. Редактор не сидит на стуле, повелевая. Он с матом и слезами носится по редакции, как Фигаро. Эта жесть начинается за 20 минут до прямого, здесь смонтируешь, тут оцифруешь кассету (да, региональные телеканалы все еще пишут на пленку), тут скинешь режиссеру материал, он же тебе сообщит, что гость эфира опаздывает, а эти три минуты чем закрывать? Носишься и орешь, и думаешь - уволюсь. Сдам эфир и уволюсь. И, конечно, никогда это обещание не выполняешь.
-Опиши свой рабочий день. -На работе быть надо ровно в 9:00. Иначе штраф - 100 рублей за каждую минуту опоздания. В 9:30 начинается летучка, на которой происходит разнос за вчера и планирование работы на сегодня. Журналисты предлагают темы, либо получают за то, что никто ничего не предлагает. Те, у кого есть задания от редакции, уточняют нюансы. Чаще всего утром кто-то заболел, проспал, умер, в связи с чем все планы идут лесом и корр, которому теперь надо взять на себя ещё и работу коллеги, орет и психует. Не дай бог придёт директор и принесёт с собой своё мнение на тему работы, летучиться будем до обеда. А в два часа уже первый эфир. До этого времени вы с режиссером как два наркомана шарите по сайтам и монтируете новости из архива, потому что ничего ещё не снято, а выпуск делать надо. Редакция пуста, все уехали. В два эфир, проходит спокойно. Дальше начинается жопа под названием «звонки редактору». Корры звонят беспрестанно с вопросами и просьбами помочь, читают тебе по телефону текст стенд-апа, ты его поправляешь. Параллельно переписывая другой материал. Кто-то обязательно скажет, что сюжет не получается, потому что продюсер дал не тот адрес и группа уехала в Cыктывкар, другой случайно удалит уже написанный текст, третий не успеет смонтировать. Дизайнер Орет, что графики не будет, он не успел. Рядом бьется в истерике продюсер: у него сорвался гость в студии и где он б***ь найдёт нового министра за час? Ты понимаешь, что у тебя есть только минут 15 от выпуска. Что показывать на оставшиеся 15? Возвращаются остальные корры, нужно одновременно проверить 5 сюжетов. Час до эфира - все только садятся монтировать. Половина делает с косяками типа титров на бомжа «губернатор н-ской области», половина не успевает вообще. За 20 минут до эфира ты забиваешь его какой-то хренью типа позавчерашней прессухи, просишь ведущую читать медленно, монтируешь чей-то сюжет и выясняется, что у режиссёров зависла программа. Эфир не идёт, чёрный экран. Либо зависли все компы. Сисадмин ещё с утра пьян. Ты плачешь и молишься. Минута до эфира. Прога отвисает, пошла заставка. Фух. После эфира разбор полётов и расписание на завтра. А ты садишься делать второй вечерний выпуск. Редко когда день проходит не так. Один раз в две недели примерно. Да, и отдельный момент - это звонки психов. Они очень любят звонить на тв. Бабушка, которую сосед жёг лазером через стенку, достала всю редакцию.
-Ставила ли ты перед собой цель-рост в карьерном плане? И после повышения как отреагировали коллеги? - Я амбициозна, поэтому, конечно, я хотела расти. Я стала самым молодым редактором. Как отреагировали коллеги? Ну представь: там девочка работает на одном месте уже 10 лет и за это время ей пару раз спасибо сказали. И приходит какая-то сикилявка, работает пару лет, и в 22 года начинает ей руководить. Начался треш. Интриг было много. Не зря же мой новый директор так испугался и столько сил потратил на мою ликвидацию. Нашептали ему, и я даже знаю, кто. Говорили, что я их тираню, едва ли не бью. Что дипломов и грамот я не заслужила. Был случай, когда пытались поставить условие: я должна была пойти к главреду и попросить его перестать меня хвалить, потому что другим обидно. Сливали начальству косяки. Со мной перестала общаться подруга,а потом - все те, кто был ей близок. Нет, они выполняли то, что им говорили, но бросали косые взгляды. Я предлагала им высказаться, но смелых не нашлось. Потом были звонки другим коллегам из нашей сферы и я обнаружила, что некоторые люди без причины перестали со мной здороваться. Что им наговорили и что придумали - я не знаю. Моя ошибка была в том, что я до последнего верила, что они скажут в лицо, а не будут бить в спину. Я много думала и поняла, что даже если отмотать время назад, я бы все равно была такой: прямолинейной, слегка грубоватой, циничной и строгой в работе. Потому что это моя ответственность. Редактор не может быть всем другом. Я была жёсткая. Но мы могли и поржать вместе, и я всегда помогала тому, кому помощь была нужна. Моё правило: критиковать только материал, но никогда - человека. Это было железное правило. Моя предыдущая начальница тогда сказала: «хочешь что-то значить - приготовься хлебать дерьмо из ведра, в которое завистники тебе всегда будут подливать. Они могут только это». И меня отпустило. Я так скажу: все-таки, в силу возраста, я была не очень мудра на тот момент. Это меня подвело. Я думала, что все бойцы. А они - просто люди. Ранимые. Нужно было иногда показывать слабость. Но я так не умею.
-Когда ты только пришла на канал, что тебя зацепило, что ты оставалась на нем не на один год? -Это был другой мир. Здесь всегда царил кипеш, коллектив шутил циничные шутки, обсуждали каких-то звезд, которые вчера приехали с концертом. Тут не было рассказов о детях и годовых отчетах, зато были истории про то, на какой машине приехал в студию Рома Зверь и с кем из наших вчера заигрывал после эфира чувак из "Камеди Клаб". Это же сказка какая-то! Совсем другой мир - истории, которых ты нигде больше не услышишь, и места, в которых я бы никогда не побывала, если бы не журналистика. И еще возможность помогать людям. Правда. Ты можешь решить нерешаемую проблему, и потом тебе звонит бабушка и в слезах благодарит. Вот тогда чувствуешь, что все не зря. Был случай, когда раскрыли банду мошенников, которые обманывали пенсионеров под видом продавцов всякого барахла. Наш журналист устроился к ним "на работу", потом еще неделю получали угрозы от них. Но все обошлось, нехороших дяденек наказали, хотя орудовали они несколько лет, и никому не было до этого дела. Как по мне, так возможность делать реальные дела - это основной плюс журналистики. Хоть чиновники и депутаты сковывают наши руки: "Про этого не пишем", "Этого не мочим".
-Самая запоминающаяся история со "звездой" посетившая вашу студию? -Куклачев))) Мы пригласили его на прямой эфир с кошкой. И во время эфира это пушистое создание начинает вылизывать свои, простите, интимные места. Режиссер требует переключить с крупного плана на общий, и в этот момент кошка просто падает камнем со стола. Ведущая давилась от смеха, но договорила текст на серьезных щах. Казусов с гостями не было. Один раз важный товарищ решил, что ему не нравятся вопросы, и собрался уходить за пару минут до того, как ему надо появиться в студии. У меня тогда включилось состояние аффекта, я сказала ему что-то типа, что он выйдет отсюда только через мой труп. И перегородила ему выход из студии. Ничего, сел, сказал все, как надо. А я вообще-то человек не конфликтный, потом успокоительное пила.
-Санкций от влиятельного товарища не последовало? - Не, есть два типа влиятельных товарищей: из команды губернатора, которых нужно любить и обожать, и все остальные. Еще прикол про всяких персонажей влиятельных: не секрет, что часть материалов монтируется из архива. Там лежат съемки многолетней давности. И вот рассказываем мы про какую-то стройку, и надо показать пустырь, который был на ее месте раньше. Идут кадры, и тут на экране крупным планом - чиновник, который проворовался и уже год тусуется в СИЗО. На него жесткое табу, так как он был ставленником губернатора, и такой скандал. В общем, пиздюлей за эти 2 секунды получили все: от корра, который монтировал, до главреда. Зарплату почикали неплохо нам тогда. Еще, была история. Корр с соседнего телеканала сняла сюжет (по заданию редакции!) о детских поделках, которыми должны были украсить елку к Чемпионату России, но потом игрушки просто выкинули на помойку. По-моему, им запретили выдавать сюжет в эфир (видимо, пришла отмашка от кого надо), а девушка взяла и отправила материал федералам. Скандал был большой, после чего работу она сменила. Сменить, конечно, помогли.
-У вас были заказные материалы?(топить кого-то за плату) -Да. Без платы за конкретный сюжет))). Просто приходит инфа: этого наказать, этого не трогать. На правительственных каналах все так: власть платит каналу, чтобы ему было, на что существовать, а канал отрабатывает и выполняет требования без всяких писков. Можно подгаживать только мэру. Вроде как он лох, а не губернатор. На том и отрывались. И то без фанатизма. Тем более, что пресс-служба мэра регулярно проплачивает сюжеты о том, как он проверил детскую площадку. Нельзя же в понедельник похвалить, а во вторник за это же обругать? Зритель не дурак.
-В случае если мэр мог вырасти в губернатора, могли возникнуть проблемы? -Да нет, мы же им тоже нужны. Без нас про них никто хорошо не скажет. Мы впариваем народу, что они работают. Нам приходится это делать. Это то самое чувство, по которому я не скучаю, когда ты хочешь у него спросить: «Иван Петрович, а вы не охуели? Где дороги?». А вместо этого спрашиваешь: «Иван Петрович, как вы планируете встречать Новый год? Спасибо вам за новый сквер в зажопьенском районе, в котором сделали одну скамейку и три дерева посадили за 20 миллионов». Несколько раз на пресс-конференциях у меня была мысль встать и сказать: «товарищ губернатор, мы все знаем, что вы не собираетесь работать. Давайте вы перестанете нам врать?». У нас был такой революционер, поставил в эфир оппозиционный ролик. Скандал был, силовики приезжали на канал. Хотя я не поддерживаю оппозицию. Я просто не люблю, когда мне врут, а я должна улыбаться стоять.
-Как большие люди реагируют на неудобные вопросы вне протокола? -Плохо они реагируют и жалко. Кто обижается, кто уходит просто, кто пытается сохранить достоинство и льёт воду без конкретики. Кто-то гневно верещит. Но никто никогда не сказал: «Да, ребят, вы правы. Мы здесь ошиблись и сделали безответственно». Никогда. У нас в регионе чиновники охреневшие, они не боятся. Они считают, что мы - обслуга их амбиций. Мелкота вроде начальников управлений, конечно, реагируют на наши материалы с критикой. Начинают работать. Но это потому, что им иначе прилетит от высшего руководства. Все держится на страхе и желании усидеть на жирном месте. Я не знаю ни одного чиновника, которым бы двигала совесть и желание сделать лучше.
У тебя была возможность перейти на федеральный уровень? -Да, наверное. В Москве есть люди, которые бы мне помогли. Но моя семья едва не рухнула, когда я посвятила себя региональной журналистике. Что бы с ней стало, если бы я работала в столице? Там в шесть нуль нуль уйти домой варить борщи шансов ещё меньше). Я бы советовала фанатам тв сперва построить карьеру и нахлебаться сполна журналистики, а уже потом строить отношения и семью. Эти два фактора вообще не уживаются.
Что произойдет если во время прямого эфира прозвучит фамилия "Навальный"? -Ну сейчас - ничего, потому что этот канал теперь смотрит пять глухих бабушек. Если серьезно, то в лучшем случае придёт вежливое сообщение от пресс-сека Губернатора с вопросом: какого х*я? В худшем - оно придёт откуда-то повыше. Ну и Штрафы. Конечно же, Штрафы всем и каждому. Включая дизайнера, который вообще мимо проходил.
-Сколько зарабатывают люди по ту сторону "ящика"? -Журналисты в зависимости от категории (да, мы ещё экзамены там сдавали каждые полгода) - от 18000 до 25000 где-то. Редакторы - 35000, в среднем. Но мне ещё доплачивали за ведение эфиров. Сколько получает главред, я хз, он он, сцуко, купил себе новый айфон, как устроился))). У операторов зп копеечная в сравнении с нагрузкой. Тысяч 25. Если вы хотите денег - не та профессия. Но можно получить опыт и стать потом звездой в Москве. Шансы, впрочем, невелики
-Ты пользовалась связями полученными благодаря работе? -Да. Благодаря им я сейчас переходу на хорошую должность с одной из самых высоких зарплат в нашей сфере. Если бы меня не порекомендовали, то шансов бы почти не было, потому что этих вакансий на сайтах нет. А для решения жилищных, судебных и т.д. Вопросов - нет, не обращалась. Не хочу просить. И так есть это неприятное чувство, когда власть имущие смотрят на тебя как на червячка с микрофоном. Не хочу быть никому должна.
- Ты смотришь телевизор? -Нет)). У меня правило: не брать работу на дом.
-Жалеешь что так вышло и пришлось уволиться? -Жалею. О тех временах, когда мы были семьей. Собирались вместе по пятницам после выпуска, думали, как бы сделать круто. Старались не зависеть от политики, даже несмотря на жёсткие рамки, и делать Крутой контент. Когда нам хотелось творить). Да, мы были семьёй, несмотря на некоторые сплетни и «змеиность», но когда заходила речь о крутом выпуске - все объединялись. Но я вовремя поняла, что новый режим - это конец. И не жалею, что в нем не осталась. Канал сейчас состоит из студентов, весь коллектив ушёл, программу урезали до минимума, а новый директор вероломно уволил даже тех, кто поддерживал его в самом начале. Вот такая справедливость.
-В нашей стране журналистика мертва? -Региональная почти мертва. В столице, наверное, живёт, ведь это самая настырная профессия)). Нас так просто не убьешь. Свобода слова сильно ограничена, да, а значит - журналистика скорее - инвалид. Не мертвец, но инвалид.