Многие мои коллеги, особенно начинающие, сталкиваются с тем, что их творчество и литературную работу не воспринимает ближайшее окружение: родители, супруги и даже друзья.
Известны, конечно, классические примеры – жены Толстого и Достоевского, ставшими незаменимыми помощницами своих гениальных мужей. Софья Андреевна переписывала черновики Льва Толстого, Анна Григорьевна являлась стенографисткой, секретарем, и даже, как сейчас сказали бы, продюсером его наследия. Эти женщины не всегда восторгались работами мужа, но вели себя самоотверженно, как жены декабристов.
Случаи, чтобы мужья становились бескорыстными помощниками жен, мне неизвестны. Да и современные женщины редко кладут свои интересы на алтарь творчества супругов. Исключением я встречала лишь среди вдов популярных писателей, занимающимися продвижением наследия мужа.
Давайте разберемся, какую же поддержку ожидает современный автор от домочадцев. И как получить ее? Такую поддержку можно свести к двум составляющим. Главная из них, это создание условий для работы, чтобы пишущего не отвлекали на посторонние дела. И дополнительная, радующая душу, поддержка – это проявление интереса домашних к литературной работе автора, к написанному им тексту. Техническую помощь в виде набора текста на компьютере, подготовки книги к печати мы оставляем в стороне, хотя и она ценна.
В чем же причина того, что близкие люди чаще мешают нам творить, чем помогают? Что стоит за попытками домочадцев отвлечь нас от творческого занятия? Почему они видят в литературном творчестве почти постыдное хобби своего родственника, обесценивая его, относя к пустяковым занятиям? Немалую роль играет то, что на первых порах творчество не приносит никакого дохода, даже если автору удастся закончить свой труд, даже крупную форму – роман. И представим удачное стечение обстоятельств: рукопись издана за гонорар! Но и в этом случае начинающий автор вынужден довольствоваться малой суммой, на которую не проживешь.
Другая причина, почему близкие отказывают в поддержке родственнику, сложнее. И в ней не принято признаваться! Пренебрегающие нашим творчеством люди испытывают нечто вроде зависти, проявляется соревновательность амбиций. Нужно обладать достаточным благородством, беззаветно любить родного человека, чтобы признать, что он талантлив. Однако замечу, что непризнанный гений – не всегда является гением: порой обычным графоманом. И на первом этапе увлечения литературным творчеством бывает трудно определить, кто вылупится из литературного яйца: гений или графоман.
Особенно часто неуважение к результатам творческого труда проявляется, если супруга или супруг пишут в жанре, не интересном второй половине. К примеру, мужчины часто не читают жен-писательниц, пишущих про любовь не только из-за личного пренебрежения к жанру, но и потому, что литературоведы относят его к «низким жанрам». В опалу могут попасть не только любовные истории, но и фантастика, и женские детективы, и мужские боевики. Но и высокая, интеллектуальная, литература не принесет признания в семье, если до того не признана издательством и писательской тусовкой.
Следует оговориться, что многое в принятии нас, как писателя, в глазах супруга, зависит от точки отсчета. Если писательство возникает в семейной жизни как бы вдруг, наплывая на иную, «настоящую», профессию, это часто воспринимается в семье плохо. Другое дело, если человек женится или выходит замуж за литератора, давно получающего за свое творчество деньги. Здесь статус писателя даже поднимет статус жениха/невесты.
Итак, близкие порой создают нам два вида помех нашему творчеству. Как же преодолеть их? Как изыскать время для писательства и как заставить уважать свое занятие и плоды своего творческого труда?
Остановимся подробнее на возможных вариантах.
ВРЕМЯ для писательства. Если пишущий занят на работе целый день, выбор времени для творчества невелик. Лучше всего пытаться перевести на другие рельсы отношение к себе во время отпуска. Настоять, что какие-то часы – полностью ваши, огражденные от семейной суеты. В течение рабочего года можно ввести в обиход задержки на работе (на час-два), если там есть возможность, посидеть в одиночестве после ухода большинства сотрудников. По выходным дням можно уходить на несколько часов работать в библиотеку или в кафе с ноутбуком.
Для неработающих или работающих на "удаленке" дома общих рецептов выделения времени для творчества нет. Понятно, что лучше писать тогда, когда в квартире минимум домочадцев, когда есть хотя бы отдельная коморка. В начале творческого пути я тоже, уложив детей спать, закрывалась по вечерам в ванной комнате и писала там от руки в общую тетрадь свою первую повесть.
УВАЖЕНИЕ к вашему ЗАНЯТИЮ. Итак, предположим, у вас есть помещение и есть время, когда писать. И родные даже смирились с вашей отрешенностью в определенные часы. Означает ли это, что им будет интересно читать, что вы написали и, тем более, нечто издали? Настаивать, чтобы читали ваши рукописи ни в коем случае не стоит. Исключением может стать вызов партнера на тематический разговор. Вы можете попросить у него совета на сложные для вас темы. Кто-то спросит об автомобилях, другие – об искусстве, охоте, о строительстве или кулинарных изысках. Мужчина может обратиться к жене, спрашивая ее о женских затруднениях, женском взгляде на ситуацию. Женщина, создающая мужской образ в рассказе или романе, может узнать много интересного от мужа (вплоть до неприличных анекдотов). Совместные разговоры, как и совместная деятельность, сплачивают людей.
Но вот появляется бумажная или электронная книга! Здесь можно устроить домашний праздник, посвященный ее рождению. Тут же дать ее почитать, но только тем, кто захочет, не настаивая. В семье наибольший интерес обычно проявляют взрослые дети, потом – пожилые родители, далее супруги. Но среди друзей у вас непременно найдутся восторженные читатели, пусть они станут для вас главной поддержкой. Это стимулирует.
Несколько слов о том, что происходит в творческих семьях, где и другие члены семьи писатели. При благоприятном стечении обстоятельств такие супруги, братья, сестры поддерживают друг друга и даже могут стать соавторами. Но самые прочные творческие союзы складываются у супругов, чьи интересы дополняют друг друга.
Писатель плюс художник = детская иллюстрированная книга.
Литератор плюс музыкант = песни, опера.
Кинорежиссер плюс актриса = фильм.
Так, самая известная и плодотворная пара наших современников – это поэт-песенник Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова.
.