Футуризм (Il cinema futurista) – авангардное направление в итальянском кино 1910-х, о котором написано немало книг и которое вроде как вдохновило всех знаковых постановщиков двадцатых от Мурнау до Эйзенштейна. Единственная проблема – до наших дней не дошло почти ни одного «футуристического» фильма в нормальном качестве. Большинство из них относятся к категории «потерянных». Последнее, впрочем, неудивительно: в первые два-три десятилетия существования кинематографа к фильмам не относились, как к чему-то, что стоит сохранять для потомков. Всерьёз говорить о значении футуризма для истории кино, пока не найдены хотя бы пять-шесть ключевых работ, не приходится, и есть серьёзное подозрение, что кино футуризма окажется значительно хуже, чем о нём пишут. С другой стороны, истории кино тоже требуются свои «белые пятна», «священные Граали» и неразрешимые загадки, иначе из профессии киноведа исчезнет последняя романтика.
1 сохранившийся и 4 фильма, которые разыскивают киноведы.
Футуристическая жизнь (Vita futurista) 1916, режиссёр – Арналдо Джинна. Потерянный фильм. Если найдется, сообщите.
Мой труп (Il mio cadavere) 1917, режиссёр – Антон Джулио Брагэглия. Ещё один артефакт мира утраченного кино. Название интригующее.
Король, замок и Епископ (Il re, le Torri e gli Alfieri) 1917, режиссёр – Иво Иллюминати. Вряд ли стоит ждать от этого потерянного фильма что-то похоже на «Карты, деньги, два ствола» или «Повар, вор, его жена и её любовник», но фамилия режиссёра определённо вызывает желание с сим творением ознакомиться.
Таис (Thais) 1917, режиссёр – Антон Джулио Брагэглия. Единственный более менее сохранившийся образец итальянского кинофутуризма, правда в сети фильм доступен в таком «качестве», что решительно непонятно, чем такое кино могло вдохновить немецких экспрессионистов и советских авангардистов.
Механический человек (L'uomo meccanico) 1921, режиссёр – Андре Дид. Уцелело около 25 минут из общего хронометража ленты, которые позволяют классифицировать кино, как наивную фантастику (есть битва двух роботов в здании оперы). Признаков величия футуризма не замечено.