Несмотря на всеобщее заблуждение, что терроризм как широкое явление появился в Советском Союзе только при Горбачеве, это печальное явление сопровождало нас все время существования СССР. Сегодня мы не будем рассматривать огранизованный политический терроризм 20-30 годов, курировавшийся западными разведками и террористические действия националистический формирований в западных областях после окончания Великой Отечественной войны. В этом после речь пойдет о саммом распространенном виде террористических актов в СССР, а именно - попытках захвата и угона советских гражданских самолетов. Вспомните, как в суперпопулярном сериале "Противостояние", который вышел на экраны в 1985 г., снят был раньше, а действие вообще происходит в 1980-м, разоблаченный Кротов захватывает самолет.
Точно также пытается поступить и преступник, которого сыграл Гафт в фильме "Гонки по вертикали",вышедшем на телеэкраны еще раньше, в 1983 году
Таким образом, несмотря на официальное замалчивание подобных инцедентов, захваты терриростами самолетов стали настолько распространенной практикой, что проникли даже в советское полностью подцензурное кино. Цензура пропускала подобные эпизоды, поскольку по сюжету ничем хороших для захватчиков они не заканчивались.
Первая попытка захвата гражданского самолета в СССР случилась в начале 1954 года в Эстонии. Два преступника попытались угнать рейс "Таллин-Минск-Ленинград" в Финляндию, но были обезврежены экипажем. При этом был смертельно ранен бортмеханик Т. Ромашкин, которому посмертно было присвоено звание героя Советского Союза.
В том же году в Новосибирске пьяный бортмеханик Поляков, застав свою жену с любовником, угнал самолет Ил-12 и попытался протаранить им свой дом, чтобы убить изменившую ему супругу. Он несколько часов петлял над ночным городом, сперва у него не получалось прицелиться в окна своей квартиры, а потом пришлось уходить от звена истребителей, которые получили приказ вытеснить его за город и принудительно посадить или сбить. В конце концов утром протрезвевший Поляков сам вернулся на свой аэродром. Сперва его приговорили к высшей мере, затем заменили на 10 лет колонии, но в итоге выпустили всего через несколько лет.
Следующий теракт произошел спустя 4 года и ничего комичного в нем уже не было. И местом происшествия снова стала Эстония. В сентябре 1958 года некто Чечет попытался захватить рейс Москва-Ленинград-Таллин. Экипаж открыл огонь по террористу и смог аварийно посадить подожженный им Ил-14 в аэропорту Йыхвы. Преступник сгорел вместе в самолетом, все пассажиры и экипаж остались целы. Спустя месяц два уголовника попытались захватить рейс Якутск-Безымянный в якутском аэропорту, но были обезврежены в ходе штурма.
В 1961 году были две попытки угона гражданских самолетов. Летом преступники неудачно пытались захватить самолет в Ашхабаде, а в октябре 3 армянских террориста захватили маломоторный самолет Як-12 над Ереваном и попытались улететь на нем в Турцию. Раненый летчик, истекая кровью, смог аварийно посадить самолет на советской территории. Один преступник погиб при посадке, двое других был расстреляны по приговору суда. Питол Бахшинян был награжден орденом Красного знамени и переведен из маломоторной в большую авиацию. В 1974 году ему удалось удачно посадить аварийный рейс "Ереван-Киев", сохранив и пассажиров и самолет.
Через три года два беглых зэка попытались захватить в Молдавии маломоторный самолет Ан-2 и утелеть на нем в Турцию, но экипаж дал и бой и смог аварийно посадить самолет. Один бандит был убит на месте, второй расстреляли позднее, летчики были награждены орденами.
В 1966 году бандиты снова попытались захваьть Ан-2, выполнявший рейс "Поти-Батуми", но были обезврежены экипажем. В следующем году бывший военный летчик угнал пустой Ан-2 из Туапсе, но добраться до Турции не смог - самолет был сбит. Несмотря на многочисленные слухи, это был единственный сбитый советским ПВО советский пассажирский самолет за всю историю СССР. Решение уничтожить его было принято после того, как выяснилось, что на борту нет никого, кроме террориста.
В 1969 году в Эстонии четыре вооруженных преступника в очередной раз попутались захватить многострадальный рейс "Лениград-Таллин". Как и 11 лет назад экипаж аварийно посадил самолет в Йэхве, преступники сбежали, но были пойманы и расстреляны.
1970-й стал первым годов эпидемии угонов, которая, к сожалению, потом повторялась все чаще и чаще. Началось с того, что в июне 16 евреев попытались угнать самолет из Пулково в Израиль, но были арестованы еще на летном поле. Так называмое Ленинградское самолетное дело получило широкий международный резонанс, и террористам заменили высшую меру на 15 лет тюрьмы. Учатники этой "Операции свадьба" в конце 70-х- начале 80-х были освобождены и выехали за границу.
Самым тяжелым из четырех последующих террористических актов на воздушном транспорте в том году стал захват двумя литовцами, отцом и сыном Бразинскасами рейса "Батуми-Сухуми". Они убили бортпроводницу Н. Курченко, тяжело ранели двух пилотов и угнали самолет в Турцию. Турки обьявили террористив политическими беженцами и позволили им выехать в США, где спустя несколько десятков лет Бразинскас-сын убил своего отца.
В 1973 году, когда в прокат вышел фильм "Абитуриантка" было совершено пять попыток угона самолетов. Самой трагичной из них оказался захват в мае рейса "Москва-Чита" - террорист взорвал самолет над Байкалом, все пассажиры и экипаж погибли. Менее чем за месяц до этого другой террорист взорвал бомбу при посадке самолета в Пулково, но судно уцелело, погиб он и боровшийся с ним бортмеханик. Выжившие члены экипажа были награждены орденами, а командир экипажа и погибший бортмеханик стали героями Советского Союза.
В 1976 года было две попытки угнал Ан-2 в Иран, а в Новосибирске пилот угнал самолет и сделал то, что не удалось сделать пьяному Полякову 22 года назад - протаранил свой жилой дом, чтобы отомстить жене. Погибло 11 жильцов, находившихся в своих квартирах, и сам летчик, а жены дома не оказалось.
В 1977 году было совершено 5 попыток угона две из которых удались-террористы смогли угнать самолеты в Стокгольм и Хельсинки. Правда из Финляндии в соответствии с давними договоренностями двух угонщиков сразу же выдали обратно в СССР.
Следующий 1978 год поставил своеобразный печальный рекорд - 7 попыток угона, 3 из ктоорый пришлись на один месяц, ноябрь. Но этим делом не ограничилось, поскольку в мае в Москве случилось нечто, не имевшее аналогов в советской истории - преступник захватил офис финской авиакомпании «Финнэйр», взял заложников и потребовал самолет, чтобы улететь на нем заграницу.
В 1979 году было пять подобных попыток, самой тяжелой из которых стал захват заложников в Новокузнецке. Террористы захватили автобус с пассажирами, приехали в аэропорт и попробовали захватить самолет, но были убили в перестрелке с милицией на взлетной полосе.
Олимпийский 1980 год выдался относительно спокойным, благодаря усиленным мерам безопасности в СССР произошли "всего" четыре попытки захвата самолетов, одну из которых совершил сумасшедший, а две других- школьники старших классов из хулиганских побуждений. Три попытки угона было в 1982 году, но, на этот раз все было серьезно и один самолет террористы смогли угнать в Турцию.
В 1983 году террористы трижды пытались угонять советские самолеты, самой известной из этих попыток стал угон рейса грузинскими бандитами. По мотивам этого преступления в несколько лет назад был снят отвратительный фильм, полностью искажающий картину происшествия. Банда из 7 представителей тбилисской золотой молодежи, вдохновленная примером Бразинскасов, захватила рейс "Тбилиси-Ленинград" и начала убивать пассажиров, требуя лететь в Турцию. В результате штурма террористы были задержаны, 2 убиты на месте, лидера группы убили в тюрьме во время следствия, 4 расстреляны по приговору суда, двое получили сроки. Погибли 3 члена экипажа и 2 пассажира.