Найти тему
Filmhuset

Когда ребёнка не нужно спасать

Не оставляй следов. 2018, 109 мин., США, Канада, реж. Дебра Граник.

Кадр из фильма © WME
Кадр из фильма © WME

Дебра Граник – одна из наиболее интересных женщин-режиссёров, снимающая качественные и тонкие психологические драмы и примечающая суперзвёзд. У Дебры определённо есть чутьё на талантливых актрис: восемь лет назад она представила миру Дженнифер Лоуренс в «Зимней кости» (которая принесла первую номинацию на Оскар актрисе и на лучший фильм), а до этого Веру Фармигу в драме «До последней черты». В новом фильме «Не оставляй следов» на главную роль Дебра пригласила 18-летнюю новозеландку Томасин МакКензи, которая стала открытием года. Молодую и многообещающую актрису можно будет увидеть в исторической драме Netflix «Король» вместе с Тимоти Шаламе и Лили-Роуз Депп в следующем году.

В фильме «Не оставляй следов» она играет дочь нелюдимого вдовца, несговорчивого ветерана Иракской войны в исполнении замечательного актера Бена Фостера. Уилл и Том обустроили убежище в огромном заповеднике на окраине Портленда и таким образом нарушили закон, запрещающий постоянное проживание на общественной земле. Иногда они выбираются в город, чтобы пополнить основные запасы еды, но в целом живут обособленно. Уилл сам занимается обучением дочери, она заметно опережает в развитии своих 13-летних сверстников и физически более подготовлена. Дебра Граник, как и в двух предыдущих своих работах, не даёт оценки своим героям, принимает сторону молчаливого, сопереживающего наблюдателя. Кажется (но мы не можем быть уверены), что Том нарочно выдала их месторасположение бегуну на пробежке. Уилла и Том забирают социальные службы, чтобы разобраться в ситуации и оказать помощь.

Арт по мотивам фильма "Не оставляй следов" (подготовлен filmhuset).
Арт по мотивам фильма "Не оставляй следов" (подготовлен filmhuset).

Уилл проходит бесконечные тесты-освидетельствования психического здоровья, в интервью с социальным работником Том отстаивает своего папу и тот образ жизни, который он для них выбрал. Она предана отцу, знает о его ночных кошмарах (эхо войны – Уилл страдает ПТСР*), нежелании возвращаться к социуму, неприятии капиталистической системы. Соцработнику Том отвечает, что их не нужно было спасать, а землянка в лесопарке и была их безопасным домом.

Им приходится адаптироваться. Они пробовали жить у владельца лесофермы, ночевали в заброшенном домике посреди леса, останавливались в обустроенном для жизни трейлере. И по мере этих безуспешных попыток раскрывается ключевое различие между ними. С чем он не в порядке, в порядке она. Это его убеждения, и отказ даже попытаться пожить обычной жизнью, не сворачивая в дикий лес, где нужно выживать. Каждому придётся пойти своей дорогой.

Дебра Граник верна себе в выборе темы, героев и исполнении. Фильм основан на бестселлере 2009 года «My abandonment» американского писателя Питера Рока, история произошла с реальными людьми. Много непрофессиональных актёров, задействованных в съёмках, и все локации и места настоящие. И цвета леса реальные! Никакой цветокоррекции. Герои бродят по изумрудному городу, а оператор Майкл МакДонаф, создавший волшебное изображение и на двух предыдущих фильмах Граник, мастерски передаёт пронзительную красоту северных тропических лесов и всех оттенков зелёного. Неудивительно, что от фильма глаз не оторвать.

*ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство

Кадр из фильма © WME
Кадр из фильма © WME

Подписывайтесь на канал FILMHUSET, ставьте лайки/делайте репосты, это продлевает ему жизнь. Спасибо за внимание!