В российской среде бизнесменов сложилась традиция действовать «на авось», и не создавать бизнес-план для будущих проектов. Ценность и назначение этого набора документов остается для них непонятой, его считают обычной отпиской для потенциальных инвесторов или банка. А зря! Благодаря написанию данного документа Вы излагаете свои планы на бумаге, тем самым лучше обдумываете их. Также сохранив информацию в электронном виде, Вы сможете в любой момент обратиться к ней с целью лучшей структуризации, редактирования, вычеркивания ненужных задач и добавления новых идей. Более того благодаря бизнес-плану Вы не забудете и не упустите ничего важного. Также разработка плана для бизнеса убережет Вас от будущих ошибок, поможет в более четком определении своих целей и позволит корректировать круг задач.
Еще одной важной функцией грамотно составленного бизнес плана является то, что его можно использовать как инструкцию для действий вашей команды – управляющего, менеджеров и специалистов. А когда четко определены цели и требуемые действия, то рабочий коллектив будет действовать слаженнее и скорость выполнения поставленных задач возрастет.
И последняя функция, но от этого не теряющая своей важности – привлечение инвесторов. Многие создают свой бизнес-план только для этого, забывая о других его возможностях. Ведь философские размышления не помогут получить кредит или заинтересовать крупного инвестора, им нужны факты. А лучший способ изложить факты является именно бизнес-план с проработанными графиками, интересными цифрами, прогнозами, причем как в большом объеме информации, так и в короткой выжимке. Но все же для представления инвесторам не нужно создавать многостраничные тома на 500 страниц с лишним, ведь они – люди занятые. Им достаточно бегло посмотреть информацию, и заметив понравившийся им прогноз, заключить договор об инвестициях. Поэтому представлять информацию о существующей или планируемой деятельности нужно именно в краткой и наглядной форме.
Способы получения бизнес-плана
Существует лишь два способа создания бизнес-плана.
Первый способ. Заказ плана организации бизнеса у специалиста или специальной конторе, которая избавит Вас от траты драгоценного времени на изучение всех тонкостей, примеров и других документов, в результате Вы получите индивидуальный бизнес-план по Вашему проекту.
Основные недостатки:
- Высокая стоимость – величина суммы для простейшего бизнес-плана начинается от 50-60 тысяч рублей. А для того, кто только начинает свое дело это огромная сумма. Но, даже заплатив большую сумму, Вы не можете гарантировать качество и индивидуальный план. Ведь специалисты используют заготовленный шаблон и не подходят к его составлению творчески.
- Созданный в специализированной конторе план хоть и может помочь Вам развиваться, но, к сожалению редко когда способен привлечь инвесторов. Ведь в пакете документов отсутствуют прогнозируемые расходы, не называется сумма возможной прибыли и преимущества перед конкурентами, а именно эти показатели, прежде всего и интересуют потенциальных инвесторов.
Второй способ — самостоятельно написать. Нужно потратить время и, проштудировать тонну литературы и примеров составления, взяться за составление подробного бизнес-плана самостоятельно. Ведь кто лучше Вас расскажет о сфере деятельности будущей компании, ее продукции и услугах и ярко распишет все преимущества перед конкурирующими товарами. Ведь при составлении этого пакета документов именно Вы заинтересованы в создании производства или оказании услуг, и поэтому должны знать, какие выгоды и какими качествами должен обладать предлагаемый продукт, чтобы его популярность росла с каждым годом. Также кому как не Вам знать о суммах, необходимых для старта и размере ежемесячных расходов денежных средств, приблизительном сроке окупаемости и размере прибыли.
Как написать бизнес-план
Для написания Вам потребуется придерживаться основных пунктов, которые в обязательном порядке должны быть описаны в составляемом бизнес-плане. Итак…
Структура (состав) бизнес-плана
В среднем стандартный хороший бизнес-план вмещается на 50 стандартных листах формата А4, и в него входит следующий перечень документов.
Титульный лист и оглавление. По обложке судят многие, поэтому нужно сделать ее оформление как можно лучше, но при этом избегайте аляповатости. Все должно быть четко, строго и структурировано: обязательно проверьте наличие на титульном листе таких данных как название компании, имена учредителей, контактная информация. Что касается оглавления, то здесь не допускайте ошибок в нумерации страниц и перечислите все разделы.
Введение. Кратко описывает общее содержание бизнес-плана. Не стоит опускать этот раздел, ведь часто инвесторы ограничиваются только просмотром введения и сразу понимают, будут они иметь дело с Вашей компанией или нет. В данном разделе нужно на двух страницах изложить сферу деятельности, преимущества и ценность продуктов или услуг, прогнозируемые расходы и доходы. Также необходимо расписать статьи расходов стартового капитала и сроки окупаемости проекта. Лучше всего оставить этот раздел напоследок и писать его на основе всего изложенного материала.
Возможности рынка. В разделе нужно «без воды» описать будущую сферу работы и определить круг потенциальных клиентов, обосновать именно такой выбор. Для того, чтобы Вам было легче написать этот раздел, представьте, что Вы отвечаете на следующие вопросы:
- Объем рынка?
- Каковы тенденции его развития?
- Как быстро он увеличивается или нет?
- Выделите специфику?
- Имеются ли риски, и как с ними справиться?
Когда Вы найдете ответы на эти вопросы, причем для поиска лучше зайти на аналитические сайты и статистическую информацию, Вы сами для себя можете оценить перспективы выбранного направления и, если их нет, сразу же переключиться на другое направление бизнеса.
Рынок конкурентов. Вряд ли Вы решили создать совершенно уникальный вид бизнеса, а поэтому нельзя думать об отсутствии конкуренции. Вам нужно изучить других, а для этого найти ответы на такие вопросы как:
- Какие компании являются конкурентами?
- Какова их история и срок деятельности?
- Какие товары они изготавливают?
- Что лучше всего продается?
- Занятая доля рынка?
И после нахождения ответов нужно выявить необходимые свойства Вашего продукта, которые делают его конкурентоспособным и естественно описать это.
Резюме. Следующим этапом выступает грамотно составленные резюме тех, кто входит в Вашу команду. Это нужно, прежде всего, для предоставления инвесторам, ведь от команды зависит успех бизнеса. Многие пропускают этот этап, но это возможно только в случае личного использования готового пакета документов.
Статьи дохода и ежемесячные расходы. Нужно подробно определить все, что будет приносить прибыль и как можно подробнее расписать расходы капитала и постоянные траты. Также в этом же разделе можно перечислить потенциальных или действующих партнеров и поставщиков.
Риски. Для успешного ведения бизнеса нужно быть готовым ко всяческим препятствиям и рискам, поэтому нужно расписать свои действия при любой ситуации.
Бизнес-план нужно регулярно пересматривать и корректировать, чтобы постоянно держать руку на пульсе и избежать ошибок. Это позволит Вам стать успешным бизнесменом и возможно, когда то вы сами будете читать чужой бизнес-план, выступая в роли инвестора для начинающего.