Найти тему
Метагазета

Аэроэкспресс для замминистра

Оглавление
Фото: Минстрой РФ
Фото: Минстрой РФ
Фирма «Аэромагистраль» экс-замглавы Минстроя Юрия Рейльяна может стать инвестором аэроэкспресса в Пулково. Компания учреждена в сентябре и не успела подать заявку на конкурс. Смольный перенес выбор инвестора с ноября 2018 года на весну 2019-го.

Концессионный конкурс по выбору инвестора для строительства аэроэкспресса от Витебского вокзала в Петербурге до аэропорта Пулково объявили в июле 2018 года. Заявки от участников принимали до 10 октября. Но 27 ноября Смольный перенес сроки проведения тендера: теперь конкурсные предложения от претендентов принимаются до 30 мая 2019 года, а итоги тендера должны подвести к 5 июля.

Концессионер должен вложить в строительство аэроэкспресса не менее 800 млн рублей из общей стоимости проекта 15 млрд рублей. Взамен он получит линию экспресса в управление на 30 лет.

Общая стоимость строительства ветки экспресса оценивается в 25 млрд рублей, из них 10 млрд город планирует выделить инвестору в качестве капитального гранта.

Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин объяснил перенос сроков намерением пересмотреть финансово-экономическое обоснование проекта и «взвесить все возможные варианты обеспечения транспортной доступности Пулково». «Есть несколько консорциумов, заинтересованных в участии в конкурсе», — отметил Албин.

Источники МГ предполагают, что это не единственная причина переноса сроков. «Аэромагистраль» учреждена только 24 сентября 2018 года, и она просто не успела подать заявку на участие в конкурсе по аэроэкспрессу.

В «Аэромагистрали» на запрос МГ не ответили.

  • У «Аэромагистрали» четыре учредителя, каждому из которых принадлежит по 25%. В их числе — ООО «Спецтрансстрой» (принадлежит Юрию Рейльяну, компания входит в тройку крупнейших подрядчиков ОАО «Российские железные дороги», портфель госконтрактов превышает 200 млрд рублей).
  • А также: ООО «Аэроэкспресс Пулково» (принадлежит «Аэроэкспрессу» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева, которые контролируют московские экспрессы до аэропортов), проектная компания ООО «Трансинжпроект» и принадлежащее «Газпромбанку» ООО «Инфраструктура ГЧП».

Долго ждут

Смольный еще в мае 2018 года, на Петербургском международном экономическом форуме, подписал соглашение с ООО «Аэроэкспресс» о намерениях построить железнодорожную  ветку в Пулково. «Аэроэкспресс» контролирует линии железной дороги, ведущие к главным московским аэропортам: Внуково, Домодедово и Шереметьево.

О необходимости экспресса Смольный говорит с начала 2000-х. Бывший губернатор Георгий Полтавченко собирался завершить проект к Чемпионату мира по футболу-2018. И даже получил на эти цели 10 млрд рублей из федерального бюджета. Но деньги потратили на другие цели.

Объявленный летом 2018 года концессионный конкурс в октябре перенесли из-за разногласий с РЖД, которые требовали строить ветку не до Витебского, а до Балтийского вокзала.

Город также рассматривает вариант создания автобусного сообщения с Пулково вместо железнодорожного.

Успешный лоббист

До прихода на пост замглавы Министерства регионального развития РФ (Минрегион) в 2009 году Юрий Рейльян был руководителем принадлежащих миллиардеру Олегу Дерипаске компаний «Базовый элемент» и «Трансстрой». Именно в 2009-м Россия получила право проводить зимнюю Олимпиаду-214 в Сочи, и Рейльян перешел на работу в Минрегион, который тогда курировал олимпийские стройки. А после расформирования этого министерства в 2013 году Рейльяна назначили замглавы Минстроя, который получил в ведение подготовку к Олимпиаде. Компании Дерипаски получили в ходе подготовки к Олимпиаде госконтракты на 54,7 млрд рублей, а также инвестировали 44,2 млрд рублей в различные проекты в Сочи и окрестностях.

После окончания Олимпиады Минстрой следил за подготовкой к другому спортивному событию — Чемпионату мира по футболу-2018, где также отметились компании Дерипаски. Например, «Инжтрансстрой-СПб» («дочка» «Трансстроя») возводил стадион на Крестовском острове в Петербурге, подорожавший за время строительства с 6,7 млрд рублей до 48 млрд рублей. В начале 2016 года из-за неоднократного срыва сроков строительства стадиона и постоянного увеличения сметы у Смольного возникли претензии к подрядчику, и летом достройку поручили петербургскому «Метрострою».

Как раз в это время Рейльян потерял интерес к чиновничьей карьере и в июне 2016-го купил мелкую сочинскую компанию ООО «Спецтрансстрой» (СТС).

После смены собственника СТС резко начала набирать обороты. Выручка СТС выросла в 48 раз: с 306 млн рублей в 2015 году до 14,6 млрд рублей в 2017-м. До 2016 года СТС вообще не участвовал в госзакупках, а тут на него внезапно посыпались многомиллиардные контракты от РЖД — к концу 2018-го нарастила портфель госконтрактов до 90 млрд рублей.

Причем практически все контракты СТС получил как единственный поставщик, и во многих случаях — с существенным превышением начальной цены, заявленной в условиях конкурса. Например, подряд на реконструкцию участка железной дороги от станции имени М. Горького до Крымской (Северо-Кавказская железная дорога, СКЖД) выставлялся на торги за 3,2 млрд рублей, а СТС получил его за 4,1 млрд. А цену строительства тупика на участке Дагомыс-Сочи той же СКЖД по итогам тендера и вовсе увеличили в 3,3 раза: с 286 млн рублей до 783,2 млн.

Выше, чем на старте

Такие же метаморфозы происходят и на торгах с участием фирмы ООО «УК «Трансюжстрой» (ТЮС), которую в 2017 году купил СТС. Компания ТЮС, которая в 2016 году, до перехода к Рейльяну, едва набрала госзаказов на 4,6 млн рублей, в 2017-2018-м заключила контрактов на 48 млрд рублей. Причем, например, на строительство подходов к Керченскому мосту фирма получила 32,21 млрд рублей, а не обозначенные в первоначальном варианте конкурсной документации 12,68 млрд рублей. То есть размер контракта вырос в 2,54 раза.

СТС и ТЮС достается большинство контрактов по проекту «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна» (сроки реализации 2017-2019 годы, стоимость 155 млрд рублей). А подконтрольное «Спецтрансстрою» ООО «СШХ» в 2017 году стало концессионером проекта строительства Северного широтного хода. Общая стоимость этого проекта 236,7 млрд рублей, концессионная часть — 113 млрд. ООО «СШХ» на 50,1% принадлежит «Спецтрансстрою» (через ООО «УК «СШХ»), остальное — у «дочки» РЖД — «КРП-инвест».

Окно в Петербург

В Петербурге структуры Юрия Рейльяна до сих пор не работали, проект аэроэкспрессе может открыть для него дорогу на Северо-Запад, где подрядчиками РЖД традиционно являются компании, связанные с корпорацией «Р-Индустрия» бизнесмена Владимира Васильева — бывшего соучредителя кооператива «Озеро», давним знакомым президента РФ Владимира Путина и экс-главы РЖД Владимира Якунина.

Читайте больше новостей на нашем сайте http://metagazeta.ru/ и подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!