Сейчас заметно ужесточились правила для вывоза детей на экскурсию. Данная статья поможет разобраться во всех правилах и тонкостях. А также поможет выбрать экскурсию, настроить и организовать детей, договорится с родителями.
Педагог на собственном опыте рассказывает об особенностях организации детского выезда, учитывая возрастные и сезонные факторы. Автор затрагивает тему связи с учебно-воспитательным процессом и говорит о том, какие документы нужно собрать.
Как правильно организовать экскурсию
Отличный способ сплотить коллектив и полезно провести время вместе – это организовать школьную экскурсию. В детском возрасте впечатления самые яркие, и ученики навсегда запомнят каждый совместный выезд. Так что задача педагога – сделать так, чтобы экскурсия была максимально интересной, организованной, и чтобы все прошло без происшествий.
Когда в моем классе назначалась какая-то экскурсия, связанная с выездом за город, за несколько дней появлялась атмосфера праздника. Мы обсуждали, что взять с собой, как подготовиться, чем заняться в дороге. И это были теплые и приятные моменты.
Польза от школьных экскурсий затрагивает и учебные, и воспитательные, и познавательные моменты:
- расширение кругозора;
- углубление школьного материала;
- налаживание отношений между учащимися;
- жизненный опыт в виде нестандартных ситуаций;
- повышение мотивации к учебе;
- выработка позитивного отношения к школе.
Выбор экскурсии
Педагог имеет право выбрать экскурсию самостоятельно, но лучше сначала посоветоваться с родителями на собрании. В начале года я сразу говорила, куда бы хотела свозить детей, и оценивала реакцию родителей. Особенно осторожно нужно быть, предлагая массовый выезд за границу – это не всем может быть по карману. Но ведь наша задача охватить как можно больше учащихся, а не ехать с маленькой группкой. Так что нужно выяснить вопросы платежеспособности родителей заранее. Я обычно задавала вопросы так: «кто поддерживает идею выезда?» и «кто точно не поедет по каким-либо причинам?».
Может, кто-то из родителей подаст вам интересную идею. К тому же, среди них могут быть работники музеев, галерей и заводов, где проводятся экскурсии. Возможно, имеются представители интересных профессий, и кто-то даже сам захочет рассказать о ней детям и показать место работы.
СОВЕТ: Попробуйте сразу найти себе помощников среди родителей для решения организационных вопросов. Спросите, кто мог бы заняться автобусом, связаться с турфирмой. Может кто-то сможет взять на себя питание в поездке или фотосъемку.
С детьми лучше тоже обсудить, что им будет интересно. Я иногда зачитывала ребятам вслух предложения турфирм, и мы вместе обсуждали варианты.
Экскурсия должна быть в радость, а не очередным скучным выездом «потому что так надо». Думайте не только о пользе детям в плане знаний и опыта, но и о впечатлениях, которые учащиеся привезут с экскурсии и сохранят на всю жизнь. В моей деятельности были по-настоящему скучные познавательные экскурсии. А были почти бесполезные, но у детей так горели глаза, они так искренне радовались, что это было оправдано.
Возрастной фактор
Самый главный фактор, который следует учитывать – это возраст учеников. Собираетесь ли вы совмещать несколько классов? Если да – позаботьтесь о том, чтобы дети были примерно в одной возрастной категории.
Для начальной школы хорошо подойдут экскурсии познавательно-развлекательной направленности. Еще лучше, если там есть игровые элементы и возможность сделать что-то своими руками. Например, посещение кондитерской фабрики с мастер-классом по изготовлению печенья.
Сейчас много познавательных мероприятий организуется в форме квестов, игр и интерактивов с участием актеров. Или же это могут быть актуальные для младших школьников экскурсии в музей кукол, на завод по изготовлению игрушек, фабрику шоколада. Моему классу очень понравился музей восковых фигур. Они с удовольствием фотографировались с экспонатами и в ненавязчивой форме получали информацию об исторических личностях.
Взрослым учащимся подойдут более серьезные экскурсии. Они могут быть связаны с каким-то предметом – литературой, географией, историей. Например, посещения дома, где проживал один из поэтов или писателей. Или знакомство с историческими объектами вашего города и области.
Сезонный фактор
Экскурсию необходимо подобрать в соответствии со временем года. Если погода холодная или очень нестабильная, не стоит выбирать долгие прогулки по городу или поездки на природу.
Зимою младших школьников порадуют атмосферные экскурсии в Усадьбу Деда Мороза или на выставку елочных игрушек. В моем городе зимой популярны выезды в Польшу на парад Санта Клаусов . Турфирмы включают в программу также экскурсию по городу, посещение крупного аквапарка, музеи, мастер-классы и другие места по желанию.
Весна – подходящее время углубиться в биологию в Ботаническом саду. А близость 9-го мая – отличный повод посетить места славы и исторические музеи.
Связь с учебно-воспитательным процессом
Какие учебно-воспитательные цели для вас, как для педагога, сейчас актуальны? Можете ли вы углубить знания, повысить интерес к какому-то предмету с помощью экскурсии?
Проанализируйте, что сейчас актуально для вашего класса, сверьтесь с планом учебных занятий и решите, какая цель вам сейчас наиболее важна:
- патриотическое воспитание учащихся;
- расширение знаний о мире, других странах;
- повышение мотивации к труду и трудовой деятельности;
- воспитание любви к искусству;
- расширение знаний об экологии вашего города и мира;
- развитие экономической грамотности;
- расширение исторических знаний;
- изучение природы;
- расширение познаний в области географии.
В соответствии с выбранными актуальными целями, временем года и учебным планом подберите объект экскурсии:
- места, имеющие историческое значения и хранящие в себе память о важных событиях;
- строения, на основе которых можно изучать архитектуру или внутреннее убранство прошлых веков и бытовой уклад;
- природные объекты – лес, роща, море, горы, озеро;
- заводы, фабрики и производства;
- храмы и церкви;
- музеи, галереи, выставки;
Детям предварительно стоит рассказать, с какой целью вы отправляетесь на экскурсию, чтобы они не воспринимали ее просто как развлекательную прогулку. Предложите ребятам вопросы, на которые им нужно будет ответить в ходе экскурсии, раздайте задания для мини-исследований.
С младшими школьниками такую работу можно провести в виде игры. Можно представить себя историками, географами, биографами, исследователями или детективами.
Какие вопросы обсудить перед экскурсией
Если экскурсия намечается долгая, от нескольких часов, нужно детально обговорить с учащимися и с родителями, что взять с собой. Опыт показывает, что иногда разговоров мало, и необходимых вещей часто не оказывается. Так что лучше раздать памятку со списком всего, что нужно взять с собой в поездку.
Нужно быть готовым к разным обстоятельствам. Например, отправляясь к водоему, лучше захватить с собой запасные сухие носки и средство от комаров. Если едете за город на природу – обсудите продукты для пикника и постарайтесь организовать с родителями горячее питье в термосах или термостатах. Не забудьте напомнить про теплые вещи. Когда за окном солнце, многие родители и не думают, что куртки могут пригодиться.
Многочасовые экскурсии предполагают наличие горячего питания. Возможно, есть смысл заранее заказать обед в кафе по дороге. Обязательно нужна чистая питьевая вода для всех.
Если предстоит поездка в автобусе более 3-х часов, продумайте, как обеспечить детей сухим паком.
СОВЕТ: Организуйте фотографа в поездке, чтобы остались яркие профессиональные снимки. Может кто-то из детей увлекается фотографией или среди родителей есть фотограф. Можно даже нанять профессионала.
Еще интереснее, если у кого-то из родителей есть возможность сделать видеосъемку, а потом смонтировать небольшой ролик. Такой документальный фильм будет интересен всем, и даже можно будет снова посмотреть его всем вместе через несколько лет на выпускном.
С детьми важно проговорить заранее правило поведения на экскурсии. И как следует вести себя в автобусе. Уведомите детей, что в транспорте:
- запрещено вставать со своих мест, ходить, пересаживаться;
- есть во время движения автобуса;
- громко общаться, кричать;
- кидать мусор;
- портить кресла, ремни и другие детали автобуса;
- если замечена поломка – необходимо сообщить об этом водителю или сопровождающему.
Я не всегда была готова к тому, что от перевозбуждения поведение детей становится плохо контролируемым. Так что постарайтесь максимально обезопасить себя в плане дисциплины.
Транспорт для экскурсии
Чтобы найти подходящий автобус, нужно действовать через надежную и проверенную автотранспортную компанию или обратиться в турфирму, которая занимается перевозкой детей. Средство перевозки должно соответствовать всем современным требованиям:
- исправные ремни безопасности;
- световая и звуковая сигнализация;
- наличие лицензии на перевозку детей у водителя;
- присутствие дополнительных камер и зеркал;
- автобус должен быть выпущен не позже, чем 10 лет назад;
- наличие тахографа;
- навигатор ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
- наличие двух огнетушителей и трех аптечек;
- присутствие знаков «дети»;
- действующие противооткатные упоры.
Убедившись, что транспорт вам подходит, заключите договор фрахтования на арену.
Тот человек, на чье имя заключен договор, должен предоставить в ГИБДД информацию о вывозе детей. Без такого уведомления экскурсия и транспортировка учащихся невозможны.
Требования при проведении экскурсии
Так как вывоз группы детей – это большая ответственность, требования к организации экскурсий в последние годы значительно повысились.
- На один автобус предполагается количество сопровождающих по количеству дверей транспортного средства. Один из них назначается ответственным за весь процесс. Если автобусов несколько – должен быть один старший, который отвечает за всю группу и управляет действиями всех остальных сопровождающих.
- Поездка должна осуществляться до 23-00. Для ночных выездов требуется специальное разрешение.
- После 23-00 можно перевозит детей в сторону вокзалов, аэропортов, а также завершать маршрут, если это время указано в графике движения. Расстояние до места в это время не должно быть более, чем 50 километров.
- Сажать детей в автобус и высаживать из него можно только в специально отведенных для этого местах.
- Скорость не должна превышать 60 км/ч.
- У сопровождающих должно быть педагогическое или психологическое образование. На них ложится вся ответственность за жизнь и здоровье детей.
- Учитель должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
- Группа для экскурсии – от 10 до 40 человек.
- На каждые 25 человек должно приходиться 2 сотрудника школы.
- Можно везти учеников в общественном транспорте – автобус, трамвай, электричка, метро. Тогда действуют общеустановленные правила для данного средства передвижения. Мне часто приходилось так перевозить детей, и хочу предупредить, что контролировать дисциплину в этом случае очень непросто. Будьте готовы к тому, что остальные пассажиры могут выказывать недовольство по поводу шума.
- В автобусе должен находиться медицинский работник с подтверждающими это документами.
- Если в пути возникает происшествие, педагог имеет право отменить экскурсию или изменить маршрут.
Документы для экскурсии
К экскурсии нужно будет начать готовиться заранее. Иначе выезд может не состояться, если вы не успеете подготовить все нужные документы. Для правильной организации экскурсии понадобится следующее:
- Уведомление с подтверждением ГИБДД о вывозе детей с присвоенным идентификационным номером или решение о сопровождение автобусов машиной ГИБДД.
- Траектория движения с отметками всех остановок по времени.
- Перечень учащихся – их фамилии, имена, отчества, даты рождения и телефоны родителей.
- Перечень сопровождающих – ФИО и контактные данные.
- Схема размещения детей в автобусе по местам – можно заполнить после того, как дети рассядутся.
ВАЖНО: в пути ученики должны сидеть согласно своим местам и не меняться с одноклассниками.
- Приказ директора учебного учреждения об организации экскурсии.
- Договор фрахтования, если перевозка осуществляется по нему.
- Сведения о медработнике, копия его лицензии.
- Список продуктов в сухом пайке, если поездка длится более трех часов.
- У каждого ребенка должно быть согласие родителей на выезд.
Конечно, организация экскурсии – дело не простое. Значительно меньше хлопот будет, если обратиться в турфирму, но при надобности можно справиться и самостоятельно. В любом случае, постарайтесь найти себе помощников среди родителей и делегировать часть обязанностей.
После экскурсии дайте детям возможность поделиться впечатлениями и полученными знаниями, посмотрите фотографии на проекторе. Если вы заранее предлагали детям задания для наблюдения и исследования – проверьте, как они справились.
Можно задать на дом сочинения, но в таком случае я предпочитаю творческую форму. Например, в виде репортажа или заметки для школьной газеты. И договориться с редакцией, чтобы самые интересные были опубликованы. Или просто фэнтезийные сочинения с иллюстрациями. После посещения старинного замка – «Кем бы я был в 18-м веке?». После похода в зоопарк – «Каким животным я бы хотел быть и почему?»
Можно сделать яркую школьную газету с фотографиями и впечатлениями и вывесить в коридор, чтобы и другие классы могли вдохновиться на экскурсию.
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и ждите обновлений! :)