Найти тему
PROкультуру

Il Castrato. История о божественном голосе

Мир не стоит на месте, а вместе с ним не стоит на месте и наша культура. Стремительность, с которой digital-эра рождает новые жанры, стили и направления в различных областях искусства поражает и даже пугает. Осталось ли при таком богатстве выбора хоть что-то , что еще способно нас удивить? Что способно вызвать в нас волнение и трепет?

Таким удивительным явлением на сегодняшний день можно по праву назвать звучание контртенора — редчайшего высокого мужского голоса, затмевающего в своей кристальной чистоте любое женское сопрано и контральто.

Только вслушайтесь в этот завораживающий голос. Секрет его удивительного звучания кроется в особенностях строения мужского голосового аппарата. Особенная форма и толщина хрящевой ткани гортани, а также строение и упругость связок позволяют голосу звучать более глубоко и объемно.

Высота звучания у контртенора достигается при помощи искусственного перехода в верхний регистр, так называемый фальцет, основная суть которого состоит в увеличении частоты импульсов, передаваемых мозгом к голосовым связкам. При этом связки частично смыкаются, искусственно укорачиваясь, что позволяет брать гораздо более высокие ноты, чем в обычном грудном регистре.

Безусловно, современные контртеноры звучат несколько иначе, чем их исторические предшественники — легендарные певцы-кастраты, уникальные голоса которых буквально сводили с ума весь музыкальный мир.

Многие знатоки оперы считают голоса контртеноров более скудными, лишенными уникальных обертонов, которыми обладали кастраты. Ведь им не нужно было переходить на фальцет, чтобы с легкостью исполнить любую, даже самую сложную партитуру. За этот удивительный дар они платили страшную цену.

Чтобы голос сохранил свое звонкое чистое звучание необходимо, чтобы хрящи гортани не костенели, как это обычно происходит у мужчин в период полового созревания. Именно этот процесс мы обычно называем «ломкой» голоса. Из-за опускания гортани связки удаляются от резонирующей полости, и голос приобретает более низкий тембр.

Единственным способом избежать данных изменений было искусственное прерывание гормональной перестройки организма, которое можно было осуществить только через оскопление (неполную кастрацию). До этой чудовищной идеи впервые додумались византийские церковные хормейстеры, желавшие сохранить божественное звучание юных голосов на литургии. Первые упоминания об этом явлении относятся к 400 г. н.э.

-2

Триста лет спустя, в эпоху позднего возрождения, воспевающего красоту человеческого тела и воскрешение идеалов античной культуры, на мировую сцену пришла итальянская опера, а вместе с ней и кастраты.

Определяющую роль в их популяризации сыграл запрет на появление женщин в капеллах (согласно наказу св.Павла "женщины должны соблюдать тишину в церкви") и, как следствие, на сцене. Таким образом, все женские партии были вынуждены исполнять исключительно мужчины.

Кастраты сразу же завоевали невероятную популярность. В погоне за прибылью директора театров были готовы объездить весь мир, чтобы найти лучших вокалистов. Безумный спрос, разумеется, рождал предложение. В итоге, количество юных певцов, подвергшихся оскоплению, достигало иногда более четырех тысяч человек в год.

К слову сказать, далеко не все из них удостаивались места на сцене. Лишь лучшие из лучших получали мировую славу. Тем не менее, количество операций не уменьшалось. Для многих итальянских семей воспитание юного певца-кастрата было чуть ли не единственным шансом вырваться из нищеты. О печальной судьбе молодых несостоявшихся певцов никто, конечно же, не заботился.

-3

А тем временем лучшие композиторы эпохи писали свои произведения для мужчин-кастратов, поддерживая невероятную любовь публики к их удивительным голосам. Гендель, Моцарт, Бетховен, Глюк, Вивальди и даже Бах были очарованы их вокальными данными. Величайшие произведения эпохи исполняли такие великие певцы, как несравненный Фаринелли, Карло Скальци, Валентино, Сенезино, Каффарелли, Урбани и многие другие.

Не смотря на любовь публики к голосам кастратов, судьбы певцов вряд ли можно было назвать счастливыми. Они не могли вступать в брак, поскольку церковь запрещала браки евнухам. Так же они не могли иметь детей, из-за чего искренне страдали. Их откровенно презирали, считая уродами, соединяющими в себе черты чудовища и ангела. При этом стоит отметить, что все они сохраняли прекрасную вокальную форму до глубокой старости. Голос и музыка были зачастую единственными сокровищами, что приносили им счастье.

Последним великим оперным кастратом стал Джованни Веллути, для которого в 1824 году была написана ария Армандо в опере Джакомо Мейербера «Крестоносец в Египте». Это была последняя ария в истории, созданная специально для кастрата.

Вскоре, 22 ноября 1903 года папа Пий X выпустил буллу, в которой официально запретил использование кастратов в церкви. Так завершилась великая эпоха кастратов.

К сожалению, мы никогда не сможем услышать пения этих легендарных певцов. До нас дошла единственная звукозапись с голосами кастратов, сделанная в 1902 году. В числе немногих произведений в ней представлены «Аве Мария» Баха, «Распятие» Россини, «Идеале» Тости и оратория Oremus Pro Pontifice в исполнении Алессандро Морески, 59-летнего Джованни Сезари и 47-летнего Доменико Сальватори.

-4

Множество арий, созданных специально для мужского сопрано, долгое время исполняли исключительно женщины, до тех пор, пока интерес публики к высокому мужскому голосу не возродил британский певец Альфрел Деллер, впервые исполнивший на Би-Би-Си произведения известного английского композитора Генри Пёрселла.

Именно благодаря Деллеру, в 1943-м году появился новый вокальный термин — «контртенор». Вслед за Деллером на сцене появились новые контртеноры: Джеймс Боумэн, Дэвид Дэниэлс и Андреас Шолль. Все они внесли значительный вклад в возрождение мужского вокала, прежде присущего лишь кастратам.

Не малую роль в популяризации контретеноров сыграла, как ни странно, и эстрадная музыка. И здесь мы не можем обойти своим вниманием невероятно талантливого певца-авангардиста Клауса Номи, который не боялся шокировать публику необычным внешним видом и тем более вокалом.

Интерес современной публики к барочной опере также позволил контртенорам выйти из тени и занять достойное место среди выдающихся оперных певцов. И теперь такие выдающиеся исполнители как Энтони Рот Костанцо, Филипп Жаруски, Беджуна Мета, Пол Эссвуда, Йестин Дэвиса, Эмануэль Ценчич, Артем Крутько, Олег Безинских, Эрик Курмангалиев, и, конечно, Якуб Юзеф Орлинский — радуют нас своими удивительными ангельскими голосами.