В возрасте трех–четырех лет дети уже четко осознают - мальчики они или девочки. Если понаблюдать за группой в детском саду, то большая часть “принцесс” будут играть в милой детской кухоньке в приготовление еды или дочки-матери, а большая часть мальчиков, скорее всего, будут заняты игрой в войнушку или машинки. В этом возрасте дети откуда-то уже знают, что надо им надо “соответствовать” моделям поведения, соответствовать своему полу. Даже на таких малышей уже подействовала массовая культура, где девочки носят все розовое и ждут принца на белом коне, а мальчики играют в супергероев и рыцарей.
Это нормально, ребенку на этом этапе развития важно чувствовать себя частью “стаи”, не отличаться и если он просит купить ему очередную фею Винкс или розовую юбку - купите. Самое главное - не закрепить стереотипные модели поведения и дать ребенку возможность выйти за рамки традиционного гендерного воспитания, которое, будем честны, приносит больше вреда, чем пользы.
Конечно, не всем легко быть “прогрессивными и современными” родителями. Даже самым просвещенным отцам бывает некомфортно, если сын вдруг заинтересуется куклами или сделает что-либо, что соответствует “женскому” поведению.
Я знала одну семью, которая ожидала появления девочки. Когда же родился мальчик, родители в ужасе кинулись продавать все “девчачьи” вещи – и одеяльца, и игрушки и постельное белье. Как будто младенцу есть дело до того, какая на нем пижамка – синяя или розовая или это как- то “не так” может повлиять на него.
Для справки
Кстати, деление по цветам было не всегда – до 40-х годов прошлого века всех младенцев одевали в пастельных тонах (а в не очень богатых семьях – во что придется), а в 19 веке мальчики до 8 лет вообще ходили в платьях и рюшах! И только после Второй Мировой, когда люди оправились от ужасов войны и занялись делами семейными, в магазинах появились наборы одежды для “девочек” и “мальчиков”, в роддомах начали перевязывать конверты синими или розовыми лентами. Уже в то время хитрые производители смекнули, что, деля детские пижамы на розовые и голубые, можно продать больше одежды. И некоторые родители по сей день с суеверным трепетом выбирают мальчикам все голубое, а девочкам – розовое, хотя дефицита сейчас нет. Да и в магазинах много других цветов.
Так почему же так важно не укреплять гендерные стереотипы, а искоренять их?
Все это очень негативно сказывается на успешности детей во взрослой жизни. Разделяя занятия на “мужские” и “женские” мы получаем мужчин, не способных сварить себе кашу и женщин, которые никак не могут реализоваться в жизни, потому что им нравится “мужская” профессия, а мама велела поскорее выйти замуж и не забивать себе голову всякой ерундой.
Укрепляя стереотип “мужчины не плачут” мы получаем домашних тиранов, не умеющих выражать эмоции, поколачивающих своих близких. Мои подруги часто жалуются на то, что их мужчины ведут себя очень закрыто, часто грубо, не умеют выражать любовь, стыдятся помыть посуду, что-то приготовить. Друзья же, напротив, в ужасе от того, что их девушки часто закатывают истерики и любят перекладывать ответственность за свое счастье (и за все на свете) на мужские плечи. Как строить отношения с такими людьми? Какие это будут семьи?
Если у ребенка перед глазами образ “настоящего мужика” и “истинной леди” как единственный правильный вариант, он никогда не придет в согласие с собой, своими желаниями, не сможет самореализоваться, не сможет по-человечески выражать свои эмоции. Мальчик решит, что не должен помогать по хозяйству, потому что это “не мужское дело”, никогда не обратится за помощью в случае беды – просто приложится к бутылке, ведь “он же настоящий мужик”.
Девочка не научится отстаивать свое мнение, потому что ей с детства вбивали, что ее главная задача – хорошо выглядеть. Еще один дурацкий стереотип - девочки не бегают, не лазают по деревьям, не прыгают, а от плавания будет маленькая грудь и тому подобное - ведет к проблемам со здоровьем, так как девочки редко занимаются полноценной физической активностью. Подытожим – если вы видите, что вашей дочке тошно от кукол, платьев и уборок по дому – не заставляйте ее любить это, помогите ей развиться в том, что ей нравится. Если же ваша девочка любит розовых Барби и принцесс – это тоже не повод впадать в панику, просто покажите ей другие игры!
Про мальчишек – тот же совет - просто не мешайте ребенку развиваться так, как ему хочется, покажите ему, как надо выражать эмоции, пусть он увидит это на вашем примере. И никогда не браните его за то, что он расплакался, в каком бы возрасте он это ни сделал, поверьте, от этого он не растеряет свое “мужество”.
Ну что же, от личных наблюдений перейдем к советам экспертов по разрушению стереотипов:
1. Поощряйте совместные игры
Мальчики и девочки, которые играют вместе, как правило, участвуют в более разнообразной деятельности. Мальчики проявляют творческие наклонности, играя в игры с подружками, они разрабатывают мелкую моторику, занимаясь художественными проектами. Девочки, которые регулярно играют с мальчиками, больше времени проводят на свежем воздухе, развивая свое тело с помощью энергичных движений.
2. Не навязывайте никаких моделей поведения
Вместо того, чтобы одергивать ребенка, лучше сделайте акцент на том, что он сделал хорошо. И, конечно же, ведите себя так, как хотели бы, чтобы вел себя ребенок. Выражайте эмоции, выбирайте вместе одежду, игрушки. Обратите внимание ребенка на то, как вы с партнером делите домашние обязанности – по очереди готовите или делаете уборку. Важную роль в этом играет отец – ему следует сформировать представление ребенка о том, что не бывает “немужских дел” - мужчина может плакать, делиться эмоциями, разделять домашние обязанности, может проводить время с детьми, в то время, как мама находится на работе.
3. Научите ребенка относиться ко всем одинаково
Поощряйте ребенка общаться с другими детьми как с личностями, а не с представителями определенного пола. Если сын пришел домой с жалобой: “эти девчонки такие глупые!”, поинтересуйтесь, чем же конкретно его обидели и может быть, дело в огорчившем его человеке, а не в том, какого он пола?
4. Научите мыслить вне шаблонов
Дошколята часто любят играть в “семью”, девочки говорят мальчикам “ты будешь папой, а я буду мамой, папа ходит на работу, а мама воспитывает ребенка и готовит”. В этом нет ничего плохого, дети просто отыгрывают ситуации взрослой жизни, в которой у них есть отношения. Не надо прерывать подобные игры, но лучше спросить у детей – а знаете ли вы мам, которые ходят на работу? И пап, которые хорошо готовят и ухаживают за детьми? Подобные вопросы дадут малышам пищу для размышлений.
5. Проведите ревизию собственных убеждений
Порой мы не замечаем, что и наши головы полны вредных стереотипов. Сложно выбить из головы то, что закладывалось туда годами. Однако надо пытаться делать это, иначе мы не вырастим счастливых и гармоничных людей.
Не пропустите полезное о воспитании ребенка, здоровье, отдыхе, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал и делитесь с друзьями.