Найти тему

Необычная выставка в Русском театре

  Светлана Гафурова  В родстве со всем, что есть, уверясь  И знаясь с будущим в быту,  Нельзя не впасть к концу, как в ересь,  В неслыханную простоту.  Но мы пощажены не будем,  Когда ее не утаим.

Светлана Гафурова

В родстве со всем, что есть, уверясь

И знаясь с будущим в быту,

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,

В неслыханную простоту.

Но мы пощажены не будем,

Когда ее не утаим.

Она всего нужнее людям,

Но сложное понятней им.

Таким эпиграфом из стихотворения Бориса Пастернака предваряю рассказ о необычной выставке уфимского художника Михаила Гладких, которая открылась на днях в помещении Русского драматического театра в Eat.

Этот художник, поистине из ряда вон выходящий, принадлежит к творческой группе уфимских художников «АртПуть», отколовшейся от официального Союза художников в Уфе. С некоторых пор ее возглавляет энергичная и деятельная Виктория Самарина. Именно Виктория наладила деловые контакты и связи с неким китайским миллиардером и художником господином Чхе-ном. И «АртПуть» уже трижды побывал у него в гостях в Китае в разных составах. В одной из групп в Китай съездил и Михаил Гладких. Но его картины про нашу российскую жизнь, причем жизнь современную, сегодняшнюю. И тут не обойтись без притч и сказок.

Каждая картина Михаила Гладких – это сложная, многоходовая и многослойная притча, с большим количеством аллюзий, цитат, взятых из мирового пространства художественного творчества разных времен и разных народов, – от Брейгеля и Босха до Репина и художников-передвижников. Человеку неподготовленному и непосвященному трудно понять и оценить этот сказочно-притчевый язык. И потому для каждой своей картины Михаил изготовил путеводитель, текстовую расшифровку изобразительного ряда.

Вот, например, такой путеводитель-расшифровка к картине «Корабль чудаков»: «Создание этой картины было самой долгой моей эпопеей. Она писалась в течение полутора лет и включает в себя не только события, произошедшие со мной и с моей семьей, но и то, чем жила страна и мир в течение этого времени. Мы, как огромный имперский корабль, на всех парусах вплываем в тихую гавань под зрячим оком бессменного капитана, гребущего, как раб на галерах, к очевидной для него цели. Нас манит журавль в небе, летящий к «Ласточкиному гнезду» мимо приветственного усилия Гринпис и старческого отражения в воде молодых и свежих гор. Мы выстраиваем башни из почетных пассажиров, нам указывают старые вожди на кнут и гамбургер как символ прогресса, и мы идем под надежной защитой сидящих на крышах домов со снайперской точностью и непредсказуемостью. Мы пишем лозунги на матчах, или на позорных столбах. Мол, не влезай – убьем, и привязываем к ним то ли Одиссея, то ли Париса, и к нам приходят на суд то ли гарпии, то ли богини. Мы готовы идти по ковровой дорожке и стрелять олимпийскими ядрами под шуршание клавиш сетевых хомячков. Нас устраивает оператор, снимающий со спины на фоне золотых унитазов, и мы будем несказанно счастливы наблюдению большого брата за бочкой воды, держащей серп и молот. Я знаю, что крысы порою бегут с корабля под музыку последнего оркестра, как брейгелевские слепые, бредущие под дудочку крысолова. Они видят босховский сад желаний, и у них всегда найдется запасная лодка. И лишь старый возничий, оседлавший птицу счастья, будет смотреть на хвост верблюда, в голове которого играют кошки-мышки, а на груди щелкают ящики с забытым элитным барахлом. На галерке, как всегда, веселится молодежь под веселый набат и молчаливое одобрение Адама и Евы, а сзади притаился подросший мухослон с золотой кистью. Мы снимаем чужие плакаты, на нас сыпется дождь из денег, мы при этом укрыты зонтами и не видим полета коровы».

Данный текст свидетельствует о наличии не только художественного, но и литературного таланта у нашего земляка. Конечно, сложность сложности – рознь. Есть сложность как шарада, прикрывающая пустоту души автора, стремящегося чем-то выделиться из серого ряда, как это часто бывает в сегодняшней современной поэзии. Такие шарады и ребусы не хочется разгадывать. Не хочется тратить время попусту.

В сказочно-прекрасных картинах Михаила Гладких зашифрованы те смыслы, которые помогают понять сложную современную реальность, осознать ее и свое место в ней. Эта реальность клубится, переливается всеми цветами радуги, обманывает и наставляет, смеется и плачет вместе с нами, переворачивается с ног на голову, летит куда-то лягушкой-путешественницей на квадрокоптере или парит мухослоном, помахивая хвостиком… Приходите на выставку и попробуйте дать свое толкование необычным и ярким полотнам суперталантливого и необычного уфимского живописца.

#критика #литература #книги #газетаистоки #уфа #башкирия #русдрам #гладких #живопись