Алгоритм ведения разговора в технике исцеляющей беседы
Мы редко задумываемся о том, как мы разговариваем с детьми, какие слова и интонации используем. Бывает, мы автоматически произносим фразы, которые могут разобщить нас с детьми. Но можно общаться по-другому. Изучив технику исцеляющей беседы, вы станете внимательнее к своим действиям и словам, и сможете строить гораздо более гармоничные отношения с детьми.
1. Прежде всего, оставьте все свои дела, сосредоточьтесь на ребенке: развернитесь к нему всем телом, при необходимости присядьте на уровень его глаз, смотрите ему в глаза. В начале разговора используйте технику «эхо»: просто повторяйте своими словами (или даже его словами) содержание реплики ребенка, воздерживаясь при этом от оценочных комментариев.
2. Далее назовите предполагаемые чувства ребенка, но не в вопросительной, а в утвердительной форме. Потому что в ответ на ваш вопрос: «И ты разозлился, испугался?» у ребенка, скорее всего, возникнет сопротивление. Он не захочет признать свои чувства, потому что они неудобны и «нехороши». Часто родители боятся ошибиться в названии чувств — не стоит этого делать. Пробуйте.
Начните с 4 базовых чувств: страх, грусть, радость и злость. Здесь трудно ошибиться. А дальше уже расширяйте эмоциональную базу, предлагайте что-то еще. Если вы ошибетесь, ребенок вас обязательно поправит: он скажет: «Нет, я не испугался, я рассердился».
3. Когда основной контакт налажен и ребенок чувствует к вам доверие и может говорить о своей проблеме, то можно двигаться дальше. Например, рассказать ему о своих чувствах по поводу услышанного, но только осторожно, чтобы не напугать. Не нужно говорить: «Я в ужасе от этого!» Выражая свои чувства, вы словно присоединяетесь к ребенку, становитесь с ним заодно.
4. Далее важно проговорить, что ребенок собирается дальше делать с этой ситуацией. Если он говорит, что не знает, то можете задать ему очень полезный вопрос: «А что бы ты хотел?» или «А если бы ты мог, а если бы ты был взрослым?». С маленькими детьми можно пофантазировать на тему того «Если бы у нас была волшебная палочка».
Пример разговора
Родитель: «Мне кажется, ты расстроен. Наверное, день был не очень удачный?»
Ребенок: «В школе Марья Ивановна всем поставила пятерки. И только мне — тройку!»
Родитель: «Она всем поставила пятерки, и только тебе — тройку… И ты, наверное, очень обиделся или рассердился на нее».
Ребенок: «Да! Я был жутко зол на нее! Это несправедливо!»
Родитель: «Ты разозлился, потому что она была несправедлива к тебе. Знаешь, я тоже ужасно злюсь, когда кто-то несправедливо относится ко мне».
Ребенок: «Я даже чуть не заплакал… Но не стал плакать, а то все смеяться будут еще и из-за этого».
Родитель: «Тебе было очень горько, хотелось плакать, но ты испугался, что тебя будут дразнить. А что бы ты сделал, если бы был взрослым?»
И так далее в подобном ключе.
Такой позитивный разговор позволяет вместе фантазировать, что всегда сближает и исцеляет, помогает перестроиться на позитивный лад. Но самое главное уже произошло: вы не боролись с его чувствами, не обесценивали их. Вот так мы и исцеляем ребенка, когда он шаг за шагом может в безопасном месте выражать свои эмоции. Именно это объяснение своих чувств и эмоций в разговоре является основной задачей исцеляющей беседы.
А если он ничего не рассказывает?
Бывает и такое, что ребенок ничего не рассказывает. Он молчит, но вы понимаете, что что-то с ним не так, у него плохое настроение, что-то случилось. Тогда можно сразу сказать: «Мне кажется, ты расстроен, наверное, день был не очень удачный. Я вижу, что-то не так». И дальше уважайте его право — рассказывать вам или нет. Если он все-таки станет говорить, то во время его речи нужно кивать, задавать уточняющие вопросы, но стараться соблюдать баланс — не перебарщивать с поддакиванием, чтобы это не казалось чем-то автоматическим.