Тяжелый труд и условия быта гомельчан, 12-13-часовый рабочий день (а в кустарно-ремесленных мастерских — и того больше), низкая заработная плата, особенно у женщин, толкали трудящихся на революционную борьбу. В 1894-1900 гг. в Гомеле произошло 15 стачек и забастовок, участники которых требовали улучшения своего экономического положения и политических прав. Первым наиболее крупным выступлением рабочих Гомеля была забастовка в механических мастерских Либаво-Роменской железной дороги, которая состоялась в мае-июне 1886 г. В забастовке приняло участие свыше 500 человек. Поводом к забастовке стало ухудшение условий труда. Забастовка приняла такой размах, что на ее подавление были направлены полиция и войска. Однако забастовщики не сдавались. Их поддержали рабочие многих предприятий города и железнодорожного узла.
Уже в 1890 г. в Гомеле был создан первый социал-демократический кружок, одним из организаторов и руководителей которого был токарь мастерских Либаво-Роменской железной дороги Ф.П. Алеев. Через несколько лет такие кружки действовали почти на всех крупных предприятиях Гомеля. В 1893-1895 гг. существовал гомельский кружок самообразования, который основал наборщик А.Д. Поляк. Свою цель члены кружка видели в пропаганде идей классовой солидарности и просветительской деятельности среди рабочих. А.Д. Поляк собрал шрифт, предназначенный для издания нелегальной литературы, который был использован для издания общероссийской «Рабочей газеты» (1897 г.). Но оторванность от рабочих масс и выезд большинства кружковцев в Киев, Вильнюс и Двинск привели к распаду этого кружка.
Во вт. пол. 1890-х годов в городе были созданы и вели нелегальную работу Гомельская социал-демократическая группа, Гомельский ремесленный рабочий союз, Гомельский рабочий союз борьбы, Гомельский комитет РСДРП (1898-1990), Гомельский социал-демократический комитет Бунд, еврейская социал-демократическая группа, которая не входила в Бунд. В 1898 г. в пригородном лесу Гомеля состоялась первомайская массовка, в которой приняло участие около 250 человек. А в 1898-1900 гг. по многим предприятиям Гомеля прокатилась волна забастовок. Самой крупной была забастовка рабочих мастерских Либаво-Роменской железной дороги, которая состоялась в мае 1899 г. В ней приняли участие около 1000 человек. Забастовку возглавил стачечный комитет, в который входили социал-демократы Д.П. Казимиров, С.И. Лобанов, В.Л. Пустовойтов и другие. Властям пришлось признать положение серьезным. Гомель был объявлен на осадном положении, и сюда были направлены войска. Забастовка продолжалась около 3 недель и была подавлена военной силой.
В нач. XX в. в Российской империи сложилась революционная ситуация. Промышленный кризис, а потом и русско-японская война привели к расширению революционного движения. По масштабу революционных выступлений Гомель занимал одно из первых мест в царской России. 1 мая 1901 г. в Гомеле на многих предприятиях состоялись политические стачки, были проведены многолюдные митинги и демонстрации на Румянцевской улице. Это было первое открытое политическое выступление трудящихся Гомеля. Значительной политической акцией стала забастовка солидарности рабочих Гомеля с пролетариатом Ростова-на-Дону, которая состоялась 11 декабря 1902 г. Политическими демонстрациями сопровождались и однодневные стачки солидарности гомельских рабочих с рабочими Златоуста в марте 1903 г. В августе этого же года социал-демократическая группа гомельских железнодорожных мастерских распространила среди рабочих листовки с призывом к свержению самодержавия.
В январе 1904 г. был создан Полесский комитет РСДРП, который объединил гомельскую, новозыбковскую и кпинцовскую группы РСДРП, а позднее — могилевскую и роменскую. Центрами комитета были Гомель и Новозыбков. В Гомеле находилась и подпольная типография. Комитет возглавлял М. Владимиров. Таким образом, Гомель стал центром революционного движения на Полесье.
В ответ на кровавые события 9 января 1905 г. в Петербурге рабочие Гомеля 16 января объявили всеобщую забастовку и вышли на массовую демонстрацию. Во время демонстрации произошли столкновения с полицией. По приказу могилевского губернатора в город были введены войска. Но через два дня произошли новые столкновения гомельских рабочих с полицией и военными отрядами.
Чтобы не пропустить новые статьи и исследования — подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!
Май 1905 г. был отмечен забастовками рабочих железолитейных мастерских Фрумкина (теперь завод им. Кирова), Агроскина и Дубинского (вагоноремонтный завод). 25 мая в Гомеле и Новой Белице прошли однодневные забастовки. Произошли стычки с полицией и казаками. Во время октябрьской всероссийской стачки 11 октября начали забастовку железнодорожники Гомеля и рабочие крупнейших предприятий города. На следующий день забастовка стала всеобщей. Были выставлены экономические и политические требования. Стачечный комитет взял на себя некоторые функции Совета. 14 октября во время стычки с полицией и казаками были убиты 7 рабочих, несколько десятков получили ранение. Но главное событие года развернулось в январе. Его вызвали всеобщая политическая забастовка в Москве, а затем и вооруженное восстание.
22 декабря митинг железнодорожников Гомеля потребовал передачи управления Полесской и Либавской железными дорогами стачкому. Но эти предложения были отстранены. 27 декабря собрание железнодорожников предъявило ряд требований политического характера: срочное создание всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права; отмена усиленной охраны, военного положения и проведения в жизнь манифеста 17 октября (свобода слова печати, союзов и собраний); немедленная передача всей земли в собственность народа на правах уравнивания пользования; отмена смертной казни; освобождение всех арестованных по политическим обвинениям; срочное возвращение всех сумм в пенсионную кассу с процентами и доплатой; роспуск постоянной армии и замена ее народным ополчением.
Забастовочный комитет создал боевую дружину, на которую были возложены задачи по охране железной дороги и сохранению порядка, ведению борьбы с черносотенцами, не пускать военные подразделения, которые направлялись в Москву и др. Рабочие захватили участки железной дороги, что привело к временной приостановке отправки в Гомель поездов. Около гомельского вокзала был срезан пролет линии правительственного телеграфа и т. д. 27 декабря начальник управления Либаво-Роменской железной дороги направил в департамент полиции просьбу принять срочные меры по восстановлению в Гомеле порядка. На следующий день он сообщил в столицу, что рабочие и «побочные» личности задерживают поезда, каждодневно проводят митинги. Во второй половине дня в департамент полиции пошла еще одна телеграмма, в которой говорилось о том, что станции Гомель и Жлобин захвачены забастовщиками, а у местных властей нет силы для наведения порядка. Секретным рапортом полицмейстер сообщил могилевскому губернатору, что властям нельзя надеяться на казаков, потому что командир казаков имеет связь с революционерами. 28 декабря департамент полиции специальной телеграммой потребовал от минского губернатора оружием подавить забастовку железнодорожников не только в Минске, но и в Гомеле, арестовать участников забастовки. Гомель и повет были объявлены на чрезвычайном положении. Но забастовка на участке Гомель — Жлобин продолжалась. Рабочие остановили воинский поезд и отобрали у солдат несколько винтовок. 31 декабря министр внутренних дел телеграфировал виленскому генерал-губернатору о необходимости самых решительных действий в Гомеле. 2 января 1906 г. в Гомель прибыл карательный отряд генерала Орлова. Сразу же начались массовые аресты. Выступление гомельских рабочих было подавлено силой.
Годовщина «кровавого воскресенья» привела к новым вооруженным стачкам на улицах Гомеля. И снова против рабочих были брошены полиция и войска. 16 арестованных рабочих были жестоко избиты в городской тюрьме. 26 января 1906 г. полиция и войска при участии черносотенцев провели в Гомеле погромы. В результате этого вспыхнул пожар, который продолжался на протяжении суток. В город направились отряды железнодорожников, которых встретил военные подразделения, но решительность рабочих все-таки привела к остановке погромов. К середине 1907 г. русская революция потерпела поражение.
Политические демонстрации и стачки произошли в Гомеле в мае 1907 г., 1 мая 1910 г. В 1910 г. возобновила деятельность Полесская организация РСДРП, которая временно была приостановлена в сентябре 1905 г. Работу продолжал Гомельский районный комитет РСДРП, в 1906 г. реорганизованный в Гомельский окружной комитет РСДРП. Возглавил Полесскую организацию РСДРП М. Галицкий. Новая волна выступлений трудящихся началась в 1911 г.
В связи с началом первой мировой войны положение рабочих! ещё больше ухудшилось. В октябре 1916 г. на Гомельском пересыльном пункте вспыхнуло восстание — наиболее крупное революционное выступление солдат в Беларуси и на Западном фронте в первую мировую войну. В нем приняло участие около 4 тыс. человек Восстание было одним из тех событий, которые свидетельствуют о нарастании новой русской революции. Её ускорили бессмысленные военные действия, резкое ухудшение материального положения населения и особенно острый недостаток продуктов питания, который угрожал перерасти в голод.