Привет, меня зовут Соня и летом 2017 года я поставила себе цель снизить количество покупаемых вещей в масс-маркетах до минимума. Прошел год и теперь я стремлюсь к абсолютному нулю покупок в сетевых магазинах, типа h&m, zara и иже с ними. Почему и как? Об этом я хочу рассказать в этой статье.
Почему?
Всю школьную жизнь у меня не было собственного зараьотка и все новые вещи покупались на деньги матери или на подарочные деньги. Кроме этого, весь мой подростковый период существовал прародитель свопов - мамины подруги собирали огромные тюки своих или детских вещей, которые им уже не нужны и отдавали нам (это работало и в обратную сторону). Короче говоря, я крайне редко могла покупать ту одежду, которая мне нравится, несмотря на то, что потребность 'модно' одеваться у меня была.
На первом курсе, кроме стипендии, у меня появился стабильный заработок, а следовательно, и свобода тратить его как хочу. Тут меня понесло и каждый месяц я просаживала энную сумму в магазинах одежды под впечатлением от новых вещах, которые мне срочно хотелось купить. Для меня это был сорт морального удовлетворения и терапии. Мне казалось, что трендовые вещи делают меня причастной к определнной тусовке, а это в свою очередь придавало смысла моему существованию.
Около года я жила в этом потребительском раздолье. В какой-то момент меня все чаще начали раздражать вещи с разваливающимися швами, одежда с ASOS, которая не подходит мне по размеру и я просто оставляла ее у себя лежать. С другой стороны, у меня появился положительный опыт покупок в разных секондах и нашла в шкафу мамино пальто, качество которого было на порядок лучше всех пуховиков, которые когда-либо у меня были (а ему и не первый год был). С присущим мне радикализмом, я пришла к мысли об ограничении количества шмоток, которые я могу купить в месяц, а также постепенный отказ от некоторых масс-маркетов, в мой список попали: Zara, Mango, Bershka и вещи из обычного отдела H&M - именно их я считала наиболее худшими по качеству и по составу изделий. Постепенно, я перестала заходить и в мои любимые магазины: Monkie, Uniklo, Pull&Bear. Для меня было важно не покупать новые вещи - то есть те, для которых я буду первым владельцем (возможно, и последним).
Как?
Проще всего было начать во время сессии - тогда я меньше всего думала о новых вещах. Я начала находить разные секонды в городе и группы, где люди перепродают свой мот. Сходила на несколько винтажных маркетов и в целом сформировала для себя "иерархию" секунд-хендов, которые только могут быть (это отличный повод для другого поста). Постепенно я устраивала ревизии в шкафу и выметала ненужные вещи, замещая их более нужными из секондов. Сложно было находить брюки, но спустя полгода у меня появились определенные места, куда я хожу только за штанами и джинсами. Совершенно перестала покупать бижутерию.
Есть типы вещей, которые я не могу купить в СХ по очевидных причинам: это теплая обувь, носки и белье (последние две я при большом желании не смогла бы найти -их просто не продают в секондах). Также сложно было находить рюкзаки, которые удовлетворяли моим потребностям: сумок много, а вот больших и крепких рюкзаков нет. Так я добавила в свою идеологию еще один пунктик: покупать те вещи, которые могут мне служить максимально долги и чье изготовление не сопряжено с дешевым трудом маленьких тайских девочек. Я не могу проконтролировать процесс изготовления той или иной вещи, но с этой точки зрения я больше доверяю малому бизнесу, чем огромным сетям.
Для каждой категории вещей я постепенно начала находить свои "места": парня, который делает рюкзаки, немецкий магазин, который изготовляет супер-прочные ботинки, милое питерское предприятие с нежным бельем, которое шьется вручную и сейчас я ищу, где затариваться бланковыми носками и колготками - очень долгое время это была единственная причина, по которой я заходила в Юникло.
К чему это привело?
Во-первых, мне правда стало спокойнее. Мне уже все равно, модные ли еще рваные джинсы или нет и насколько глупо я выгляжу в серебряном пуховике. Я стала спокойнее и толерантнее к самой себе, ведь при выборе одежды я не опиралась на переменчивые тенденции, а на собственные желания. Я стала меньше тратить деньги - если не знать, что в тренде, то поводов покупать новую одежду становится резко меньше. Вся одежда стала намного качественнее, а мелкие дефекты я и сама могу починить. В конце концов, у меня больше нет перебежек от крайности в крайность насчет своего стиля и внешнего вида, который очень сильно зависел раньше от трендовости. Мне больше нравится то, что я ношу и уж если переходить на разговор о брендах - ценовой сегмент того, что я покупаю повысился, но общая сумма от покупок уменьшился.
Самое главное, что я получила - это осознанность в выборе и не только одежды. Я никогда раньше не задумывалась, но для жизни мне и не так много вещей нужно, как я хочу на самом деле. И мало кто задумывается об количестве всей шелухи, которая бесцельно окружает нас. Для меня это было началом пути осознанного потребления и организации пространства вокруг себя. Это мой своеобразный "экологический" путь в жизни, который постепенно расходиться в другие стороны жизни. Мне не нравится идея моды, как то, что подстрекает человека покупать больше того, что проживет меньше. Не нравится необоснованно большой размах дешевого производства вещей, которые ты покупаешь максимум на один сезон. Но всегда есть свет в конце туннеля и этот свет - осознанность. Будьте осознаннее.