Найти тему
Наш край

Особенности морфофункциональных показателей младших школьников общеобразовательных учреждений г. Гомеля

Оглавление

Проблема сохранения здоровья человека относится к глобальным, и ее решение является первостепенным в социальном развитии общества.

В последнее время, как считает ряд авторов [1; 2], состояние здоро­вья школьников имеет тенденцию к ухудшению. Так, исследования свидетельствуют о том, что численность здоровых детей (1-я группа здоровья) в 1984 г. составляла 31,3 %, а в 2002 г. вовсе не было отнесен­ных к данной группе [3]. В настоящий момент к окончанию школы число здоровых учащихся — лишь 7 % [4].

Одни авторы [5; 6] связывают сложившуюся обстановку с воздейст­вием экологически неблагоприятных условий проживания, созданных в результате аварии на Чернобыльской АЭС, которые, по мнению уче­ных, накладывают свой отпечаток на повышение заболеваемости сер­дечно-сосудистой [7], нервной [8] и эндокринной систем [9; 10], ухуд­шение психоэмоционального состояния [11 — 13] как взрослого, так и детского населения, снижение показателей физического развития и функционального состояния, уровня физической подготовленности детей [14—16].

Другие авторы указывают, что на негативную тенденцию ухудше­ния здоровья подрастающего поколения влияют низкая эффектив­ность учебного процесса по физическому воспитанию, недостаточная степень актуализации потребностно-мотивационной и ценностной сфер физической культуры личности, невысокая ценностная значи­мость здоровья и навыков здорового образа жизни, отсутствие индиви­дуального подхода, возрастной и типологической адекватности педаго­гических воздействий на уроках физической культуры и здоровья.

Таким образом, исследования, посвященные изучению физического развития и функционального состояния младших школьников, явля­ются актуальными и своевременными, так как дают возможность науч­но обосновать содержание и направленность физического воспитания детей этого возраста.

Чтобы не пропустить новые статьи и исследования — подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Нашей целью стало изучение физического развития и функцио­нального состояния учащихся 1—4-х классов общеобразовательных уч­реждений г. Гомеля (Республика Беларусь).

Результаты данной работы будут использованы для контроля, ра­ционального планирования и организации физкультурно-оздорови­тельных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоро­вья детей младшего школьного возраста, проживающих на территории радиоактивного загрязнения среды от 1 — 5 Ки/км2.

Задачей исследования было выявить показатели физического раз­вития и функционального состояния младших школьников и сравнить полученные данные с должными показателями для соответствующих половозрастных групп.

Изучение физического развития и функционального состояния младших школьников осуществлялось в 2006 — 2008 гг. на базе средних общеобразовательных школ № 5, 7, 47, 20, 28, 40, 43, 32 г. Гомеля. В ис­следованиях приняли участие свыше 1500 детей младшего школьного возраста.

Использовались следующие методы исследования: анализ научно-­методической литературы, антропометрические измерения, физиоло­гические методы (спирометрия, гипоксические пробы, методы оценки сердечно-сосудистой системы), педагогическое тестирование. Результа­ты исследования вносились в протокол и обрабатывались методами ва­риационной статистики с использованием компьютерных программ Statistica 6.0, IBM SPSS Statistics 19.0.

Физическое развитие и функциональное состояние организма млад­ших школьников определялось в условиях физиологического покоя.

В данном исследовании согласно с поставленными задачами при­менялся генерализирующий метод оценки, позволяющий узнать абсо­лютные средние значения показателей физического развития и функ­ционального состояния детей. Полученные данные мы сопоставляли с должными величинами для каждой соответствующей половозрастной группы. Отклонение фактических значений от должных величин ха­рактеризовало наличие или отсутствие сдвига в основных жизненно важных показателях.

Для оценки физического развития использовались антропометри­ческие измерения по общепринятым методикам [17].

Показателями уровня соматического развития младших школьни­ков служили масса и длина тела, окружность грудной клетки (ОГК), динамометрия кисти, сведения о которых представлены в таблицах 1, 2.

Показатели роста младших школьников, проживающих в условиях г. Гомеля, мы сравнили с ростовыми данными А. И. Киени и Ю. И. Банда- жевского [18], предлагаемыми для экспертной оценки. Данный анализ достоверных различий в показателях длины тела школьников 1—4-х клас­сов г. Гомеля не выявил (р > 0,05) (табл. 1). В связи с этим можно заклю­чить, что эти данные находятся в пределах допустимых величин для своей возрастной группы.

Сравнительный анализ показателей массы тела исследуемых детей с должными показателями по И. М. Воронцову и А. В. Мазурину [19] вы­явил недостоверные различия (p > 0,05) во всех половозрастных груп­пах (табл. 1).

Следует отметить, что для практики физического воспитания важ­но иметь информацию о гармоничности показателей физического раз­вития, например насколько масса тела соответствует росту и ОГК (кон­ституции тела) младших школьников. В этом случае мы должны ориен­тироваться не на средние показатели, а на индивидуальные значения для каждого учащегося.

Сравнительный анализ показателей ОГК исследуемых детей с должными показателями по В. Н. Кряжу и З. С. Кряжу [20] показал, что у мальчиков 7, 8 и 10 лет и девочек 7—9-летнего возраста показатели ОГК находятся в пределах допустимых величин для своих половозра­стных групп. При этом у мальчиков 9 лет и девочек 10 лет показатели ОГК недостоверно (p > 0,05) превышают среднестатистические долж­ные показатели (табл. 2).

Исследуя кистевую динамометрию, мы пришли к выводу, что показа­тели относительной величины мышечной силы будут более объективны­ми, потому что рост силы в процессе онтогенеза в значительной мере связан с увеличением веса тела и мышечной массы младших школьни­ков [22]. Такой подход позволяет легко ранжировать полученные ре­зультаты и представлять их в баллах по мере отклонения от должных величин. Относительные величины мышечной силы младших школь­ников, соотнесенной с их массой тела и выраженной в процентах, при­ведены в таблице 2. Из нее следует, что у школьников 1—4-х классов г. Гомеля относительная сила во все возрастно-половые периоды досто­верно (p < 0,05) ниже сравнительных данных по школьникам Минска.

В результате проведенного анализа можно констатировать, что среди показателей физического развития этот показатель у младших школьников оказался самым «слабым звеном».

Продолжение статьи читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.