Проблема сохранения здоровья человека относится к глобальным, и ее решение является первостепенным в социальном развитии общества.
В последнее время, как считает ряд авторов [1; 2], состояние здоровья школьников имеет тенденцию к ухудшению. Так, исследования свидетельствуют о том, что численность здоровых детей (1-я группа здоровья) в 1984 г. составляла 31,3 %, а в 2002 г. вовсе не было отнесенных к данной группе [3]. В настоящий момент к окончанию школы число здоровых учащихся — лишь 7 % [4].
Одни авторы [5; 6] связывают сложившуюся обстановку с воздействием экологически неблагоприятных условий проживания, созданных в результате аварии на Чернобыльской АЭС, которые, по мнению ученых, накладывают свой отпечаток на повышение заболеваемости сердечно-сосудистой [7], нервной [8] и эндокринной систем [9; 10], ухудшение психоэмоционального состояния [11 — 13] как взрослого, так и детского населения, снижение показателей физического развития и функционального состояния, уровня физической подготовленности детей [14—16].
Другие авторы указывают, что на негативную тенденцию ухудшения здоровья подрастающего поколения влияют низкая эффективность учебного процесса по физическому воспитанию, недостаточная степень актуализации потребностно-мотивационной и ценностной сфер физической культуры личности, невысокая ценностная значимость здоровья и навыков здорового образа жизни, отсутствие индивидуального подхода, возрастной и типологической адекватности педагогических воздействий на уроках физической культуры и здоровья.
Таким образом, исследования, посвященные изучению физического развития и функционального состояния младших школьников, являются актуальными и своевременными, так как дают возможность научно обосновать содержание и направленность физического воспитания детей этого возраста.
Чтобы не пропустить новые статьи и исследования — подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!
Нашей целью стало изучение физического развития и функционального состояния учащихся 1—4-х классов общеобразовательных учреждений г. Гомеля (Республика Беларусь).
Результаты данной работы будут использованы для контроля, рационального планирования и организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, проживающих на территории радиоактивного загрязнения среды от 1 — 5 Ки/км2.
Задачей исследования было выявить показатели физического развития и функционального состояния младших школьников и сравнить полученные данные с должными показателями для соответствующих половозрастных групп.
Изучение физического развития и функционального состояния младших школьников осуществлялось в 2006 — 2008 гг. на базе средних общеобразовательных школ № 5, 7, 47, 20, 28, 40, 43, 32 г. Гомеля. В исследованиях приняли участие свыше 1500 детей младшего школьного возраста.
Использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, антропометрические измерения, физиологические методы (спирометрия, гипоксические пробы, методы оценки сердечно-сосудистой системы), педагогическое тестирование. Результаты исследования вносились в протокол и обрабатывались методами вариационной статистики с использованием компьютерных программ Statistica 6.0, IBM SPSS Statistics 19.0.
Физическое развитие и функциональное состояние организма младших школьников определялось в условиях физиологического покоя.
В данном исследовании согласно с поставленными задачами применялся генерализирующий метод оценки, позволяющий узнать абсолютные средние значения показателей физического развития и функционального состояния детей. Полученные данные мы сопоставляли с должными величинами для каждой соответствующей половозрастной группы. Отклонение фактических значений от должных величин характеризовало наличие или отсутствие сдвига в основных жизненно важных показателях.
Для оценки физического развития использовались антропометрические измерения по общепринятым методикам [17].
Показателями уровня соматического развития младших школьников служили масса и длина тела, окружность грудной клетки (ОГК), динамометрия кисти, сведения о которых представлены в таблицах 1, 2.
Показатели роста младших школьников, проживающих в условиях г. Гомеля, мы сравнили с ростовыми данными А. И. Киени и Ю. И. Банда- жевского [18], предлагаемыми для экспертной оценки. Данный анализ достоверных различий в показателях длины тела школьников 1—4-х классов г. Гомеля не выявил (р > 0,05) (табл. 1). В связи с этим можно заключить, что эти данные находятся в пределах допустимых величин для своей возрастной группы.
Сравнительный анализ показателей массы тела исследуемых детей с должными показателями по И. М. Воронцову и А. В. Мазурину [19] выявил недостоверные различия (p > 0,05) во всех половозрастных группах (табл. 1).
Следует отметить, что для практики физического воспитания важно иметь информацию о гармоничности показателей физического развития, например насколько масса тела соответствует росту и ОГК (конституции тела) младших школьников. В этом случае мы должны ориентироваться не на средние показатели, а на индивидуальные значения для каждого учащегося.
Сравнительный анализ показателей ОГК исследуемых детей с должными показателями по В. Н. Кряжу и З. С. Кряжу [20] показал, что у мальчиков 7, 8 и 10 лет и девочек 7—9-летнего возраста показатели ОГК находятся в пределах допустимых величин для своих половозрастных групп. При этом у мальчиков 9 лет и девочек 10 лет показатели ОГК недостоверно (p > 0,05) превышают среднестатистические должные показатели (табл. 2).
Исследуя кистевую динамометрию, мы пришли к выводу, что показатели относительной величины мышечной силы будут более объективными, потому что рост силы в процессе онтогенеза в значительной мере связан с увеличением веса тела и мышечной массы младших школьников [22]. Такой подход позволяет легко ранжировать полученные результаты и представлять их в баллах по мере отклонения от должных величин. Относительные величины мышечной силы младших школьников, соотнесенной с их массой тела и выраженной в процентах, приведены в таблице 2. Из нее следует, что у школьников 1—4-х классов г. Гомеля относительная сила во все возрастно-половые периоды достоверно (p < 0,05) ниже сравнительных данных по школьникам Минска.
В результате проведенного анализа можно констатировать, что среди показателей физического развития этот показатель у младших школьников оказался самым «слабым звеном».