В 1986 году на выставке «Научно-техническое творчество молодежи», проходившей в Москве, был впервые представлен трехосный внедорожник «Тбилиси». Грузинский проект 6х6 так заинтересовал посетителей, что про новый автомобиль напечатали статью в журнале «Техника – молодежи» и показали целый сюжет по телевидению в передаче «Это вы можете». После такой рекламы «Тбилиси» завоевал всесоюзную известность. Однако, этот вездеход был лишь первым трехосным проектом грузинского изобретателя Гурама Квернадзе…
В середине 1980-х годов грузинский рационализатор Гурам Квернадзе с командой единомышленников начал работы по созданию малотоннажного трехосного вездехода. Новый автомобиль получил узнаваемое грузинское имя – «Тбилиси». Во многом он оказался схожим с давней опытной разработкой конструкторов Ульяновского автозавода – трехосным бортовым грузовиком УАЗ-452ДГ. Но колесная база у грузинского вездехода была короче, двигатель – мощнее (его форсировали за счет повышения степени сжатия и перевода на бензин Аи-93), а раздаточная коробка управлялась не рычагами, а кнопками, при помощи электроприводов. Грузоподъемность «Тбилиси» приняли равной 1,5 тоннам, а при необходимости в кузове на откидных скамейках вдоль боковых бортов можно было разместить 16 пассажиров.
Но вот кузов вездехода «Тбилиси» с ульяновскими машинами не имел вообще никакого родства. За его основу были взяты панели от кабины тягача КАЗ-608В «Колхида», которые сварили воедино с оригинальными панелями цельнометаллической грузовой платформы. Получился этакий пикап, только очень большой! Сверху же грузовую платформу укрыли съемным тентом.
Вслед за «Тбилиси», в том же 1986 году, команда Гурама Квернадзе изготовила следующий «трехосник» под названием «Иверия». Этот автомобиль получил уже отдельную деревянную грузовую платформу и 6-цилиндровый двигатель от ГАЗ-52-04. Иной была и схема трансмиссии: постоянно включенным был сделан не средний мост, как у «Тбилиси», а последний.
В 1987 году грузинские «трехосники» вместе с модернизированным ульяновцами грузовиком УАЗ-452ДГ прошли цикл сравнительных испытаний на полигоне НАМИ. По итогам проверки были обнаружены несоответствия «Тбилиси» и «Иверии» действующим в СССР отраслевым стандартам по эргономике, уровню шума, вибронагруженности, обзорности и эффективности тормозов. Кроме того, двигатель от ГАЗ-52-04, установленный на «Иверию», оказался непригоден к форсированию подъемов крутизной свыше 40% в силу конструктивных особенностей системы смазки. А низкая эффективность системы охлаждения не давала возможности разогнаться выше 60 км/ч – двигатель тут же начинал перегреваться. Зато по показателям проходимости и «Тбилиси», и «Иверия» обошли ульяновский вездеход.
За последующий год Гурам Квернадзе провел модернизацию своих машин, постаравшись исправить выявленные на полигоне недочеты: они получили новое сиденье водителя, измененный педальный узел, регулируемую рулевую колонку, новую подвеску силового агрегата и доработанную подвеску колес.
Следующим трехосным автомобилем от Гурама Квернадзе стал вездеход «Дружба», получивший трубчатый каркас, общий с грузовой платформой брезентовый верх и съемные надставки дверей.
В 1991 году по заказу Минздрава Грузинской ССР коллектив Квернадзе построил медицинский автомобиль «Медея» с колесной формулой 6х6 на базе фургона УАЗ-3741.
Ну и последним проектом 6х6 от Квернадзе стал вездеход MS-425. Отличием этой машины от «Дружбы» стали панели кабины, позаимствованные от самосвала КАЗ-4540. Грузоподъемность MS-425 составляла 2 тонны или 20 человек.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации,СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях!
Почта для связи: mmariyazen@yandex.ru, Мария Маркова