Найти тему
машина

Тбилиси, Иверия, Дружба: трехосные внедорожники из СССР

В 1986 году на выставке «Научно-техническое творчество молодежи», проходившей в Москве, был впервые представлен трехосный внедорожник «Тбилиси». Грузинский проект 6х6 так заинтересовал посетителей, что про новый автомобиль напечатали статью в журнале «Техника – молодежи» и показали целый сюжет по телевидению в передаче «Это вы можете». После такой рекламы «Тбилиси» завоевал всесоюзную известность. Однако, этот вездеход был лишь первым трехосным проектом грузинского изобретателя Гурама Квернадзе…

"Тбилиси" (фото из архива НИЦИАМТ)
"Тбилиси" (фото из архива НИЦИАМТ)

В середине 1980-х годов грузинский рационализатор Гурам Квернадзе с командой единомышленников начал работы по созданию малотоннажного трехосного вездехода. Новый автомобиль получил узнаваемое грузинское имя – «Тбилиси». Во многом он оказался схожим с давней опытной разработкой конструкторов Ульяновского автозавода – трехосным бортовым грузовиком УАЗ-452ДГ. Но колесная база у грузинского вездехода была короче, двигатель – мощнее (его форсировали за счет повышения степени сжатия и перевода на бензин Аи-93), а раздаточная коробка управлялась не рычагами, а кнопками, при помощи электроприводов. Грузоподъемность «Тбилиси» приняли равной 1,5 тоннам, а при необходимости в кузове на откидных скамейках вдоль боковых бортов можно было разместить 16 пассажиров.

"Тбилиси" (фото из архива НИЦИАМТ)
"Тбилиси" (фото из архива НИЦИАМТ)

Но вот кузов вездехода «Тбилиси» с ульяновскими машинами не имел вообще никакого родства. За его основу были взяты панели от кабины тягача КАЗ-608В «Колхида», которые сварили воедино с оригинальными панелями цельнометаллической грузовой платформы. Получился этакий пикап, только очень большой! Сверху же грузовую платформу укрыли съемным тентом.

Вслед за «Тбилиси», в том же 1986 году, команда Гурама Квернадзе изготовила следующий «трехосник» под названием «Иверия». Этот автомобиль получил уже отдельную деревянную грузовую платформу и 6-цилиндровый двигатель от ГАЗ-52-04. Иной была и схема трансмиссии: постоянно включенным был сделан не средний мост, как у «Тбилиси», а последний.

"Иверия" (фото А.Кулешова)
"Иверия" (фото А.Кулешова)

В 1987 году грузинские «трехосники» вместе с модернизированным ульяновцами грузовиком УАЗ-452ДГ прошли цикл сравнительных испытаний на полигоне НАМИ. По итогам проверки были обнаружены несоответствия «Тбилиси» и «Иверии» действующим в СССР отраслевым стандартам по эргономике, уровню шума, вибронагруженности, обзорности и эффективности тормозов. Кроме того, двигатель от ГАЗ-52-04, установленный на «Иверию», оказался непригоден к форсированию подъемов крутизной свыше 40% в силу конструктивных особенностей системы смазки. А низкая эффективность системы охлаждения не давала возможности разогнаться выше 60 км/ч – двигатель тут же начинал перегреваться. Зато по показателям проходимости и «Тбилиси», и «Иверия» обошли ульяновский вездеход.

"Иверия" (фото из архива НИЦИАМТ)
"Иверия" (фото из архива НИЦИАМТ)
"Иверия" (фото из архива НИЦИАМТ)
"Иверия" (фото из архива НИЦИАМТ)

За последующий год Гурам Квернадзе провел модернизацию своих машин, постаравшись исправить выявленные на полигоне недочеты: они получили новое сиденье водителя, измененный педальный узел, регулируемую рулевую колонку, новую подвеску силового агрегата и доработанную подвеску колес.

Следующим трехосным автомобилем от Гурама Квернадзе стал вездеход «Дружба», получивший трубчатый каркас, общий с грузовой платформой брезентовый верх и съемные надставки дверей.

"Дружба" (фото А.Новикова)
"Дружба" (фото А.Новикова)
"Дружба" и "Тбилиси" (фото из архива НИЦИАМТ)
"Дружба" и "Тбилиси" (фото из архива НИЦИАМТ)

В 1991 году по заказу Минздрава Грузинской ССР коллектив Квернадзе построил медицинский автомобиль «Медея» с колесной формулой 6х6 на базе фургона УАЗ-3741.

"Медея" (фото А.Новикова)
"Медея" (фото А.Новикова)

Ну и последним проектом 6х6 от Квернадзе стал вездеход MS-425. Отличием этой машины от «Дружбы» стали панели кабины, позаимствованные от самосвала КАЗ-4540. Грузоподъемность MS-425 составляла 2 тонны или 20 человек.

MS-425 (Фото Шоты Сабаури, блог The Dead District на blogspot.ru)
MS-425 (Фото Шоты Сабаури, блог The Dead District на blogspot.ru)
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации,СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях!
Почта для связи: mmariyazen@yandex.ru, Мария Маркова