О бункере адмирала Трибуца я знала ровно ноль. Увидела анонс и пошла. Там должны были показывать экспериментальное кино. Тьма, скромные островки света, проекторы.
Я пыталась снимать, но ничего не было видно. К тому же было много людей. Так что я просто начала фотографировать со вспышкой – и именно стены. Чтобы не мешать никому из снующих туда-сюда зрителей.
В итоге я открыла для себя поэзию. Это так странно: просто направляешь камеру в темноту, наугад. А потом видишь космический кусок стены на снимке. Много космоса.
Построили бункер во время блокады – всего за полтора месяца. Использованные металлоконструкции в сумме составляют примерно 1000 тонн.
До конца 1944 года здесь находился командный пункт Балтийского флота. Потом он переместился в Таллин.
Волонтеры (инженеры, историки, музейщики), курирующие бункер, говорят, что подобных доступных объектов в Петербурге нет. В 2016 к нему нельзя было подступиться – он был завален мусором.
Попасть в бункер можно случайно (как я) или с экскурсией. Краевед Максим Мосенжник – один из активистов, занимающихся музеефикацией бункера. Он может быть проводником.
Вплоть до 1995 года бункер адмирала Трибуца имел статус бомбоубежища. Это был объект гражданской обороны.
Этот бункер – памятник инженерной мысли. Он сделан так, что не пропускает не только звук, но и влагу.
Котлован метровой глубины выстелен толем (кровельный материал, по сути, водонепроницаемый картон), сверху выложен бутом (куски рваного камня) и залит бетоном.
Основа – четыре тюбинга (элемент крепления подземных сооружений), впритык к которым установлены два ряда бронеконструкций. Пространства между ними заполнены песком.
Сверху – сэндвич из бронеплит, мешков с хлопком, листов металла, песка, листов брони. Поэтому здесь сухо. А вот в бетонных казематах обычно сыро.
Площадь бункера около 100 квадратных метров. Есть аварийный выход – лаз, который вел в подвал бывшей полковой церкви Гренадерского полка. Она стоит позади бункера.
Там размещался Военный совет Балтийского флота и один из узлов связи. Церковь была обвалована землей и камнями до уровня второго этажа.
Сейчас ход замурован. Можно дойти только до фундамента середины 19 века.
Бункер сохранился нетронутым со времен войны. В этом его главная ценность. Все двери, перегородки, пол, трубы вентиляции, плафоны освещения, розетки – все оригинальное.
На бронеплитах встречаются выбоины. Их испытывали артиллерийскими снарядами на Ржевском полигоне. Сами плиты были изготовлены еще до революции – на Ижорском заводе.
P.S. Этот материал затеян именно из-за поэзии стен. Я увидела в этом много красоты. Факты – для контекста. Если вам хочется больше общих планов, Yandex поможет.
Подписывайтесь – вэлкам!