Найти тему

Письменные работы: как подготовиться к курсовой или эссе

Оглавление

Неотъемлемая часть работы, которая предстоит студенту во время учебы – курсовые, эссе и другие письменные задания. Обычно их нужно не просто написать, но и представить перед аудиторией. В этой статье я подготовил несколько рекомендаций, которые помогут вам справляться с этими задачами на «отлично».

Проведите анализ литературы по вашей теме

В первую очередь определите, в чём заключается суть задания и где вы можете получить информацию для его выполнения. Когда вы найдёте ответ, проведите мониторинг источников (воспользуйтесь поисковыми системами для выбора библиотеки, большое количество литературы в полном объёме размещено в удалённом доступе). Источники должны быть научными и профессиональными. Для их дополнительного подбора обратитесь к Википедии, но сама по себе она не должна быть вашим источником данных.

Когда у вас сформируется полновесный багаж изданий, статей, исследований и отчётов, вычлените из них только ту информацию, которая существенна для вас. Если источников слишком много, сопоставьте их между собой. Таким образом вы определите общие особенности и тенденции, а также альтернативные теории по исследуемой теме. Перед написанием работы вы должны быть уверены, что действительно имеете чёткое представление о литературе по вашей теме, ориентируетесь в ней и способны критически её оценивать.

Изучите требования к написанию и оформлению работы

От вас потребуется использование научной терминологии, а также соблюдение правил написания письменных работ, в том числе, цитирования источников. С соответствующими правилами вы можете ознакомиться на сайте вашего факультета, причём важно иметь в виду, что на разных факультетах эти правила могут отличаться. Однако есть и общие требования. Так, для прямой цитаты вы должны использовать кавычки («»), которыми выделяется дословно переданный фрагмент текста из книги. Если цитата занимает больше 5 строк, выделите её в отдельный абзац (или курсивом). В конце цитаты вы должны указать автора (в соответствии с правилами вашего факультета) и номер страницы, откуда взята цитата. Даже если вы передаёте текст своими словами, вы всё равно опираетесь или ссылаетесь на идею, поэтому в скобках необходимо указать её автора.

Обращайте внимание на следующие структурные элементы:

  • Титульная страница – содержит название факультета; имя и фамилию автора; регистрационный номер; тему работы; предмет, в рамках которого выполняется работа; сведения о преподавателе; место и дату подготовки курсовой работы.
  • Название работы должно отражать её содержание, быть ясным и привлекать внимание.
  • Содержание работы должно включать названия всех глав с указанием страниц, в том числе, с включением таблиц, изображений и приложений.
  • Вступление, где вы представляете читателю свою работу и приводите её сжатое резюме, структуру и теоретическую часть. Вы также можете начать текст с интересной цитаты какого-то автора. В данной части работы вы также можете выдвинуть гипотезы и обосновать их выбор. Как правило, гипотезы – это определённые утверждения, которые сформулированы на основании вашего мнения или прочитанной литературы, вы уверены в их допустимости и берётесь подтвердить или опровергнуть их в ходе исследования. Хорошая гипотеза должна основываться на допущении и содержать два или более тезиса.
  • Основной текст – ключевой элемент курсовой работы. В первой (вводной) главе вы объясняете базовые термины, которые будут встречаться в вашей работе. При необходимости разбейте текст на параграфы (1.1, 1.2. и т. п.), при этом не нужно делать параграф на основании каждого смыслового блока текста. Следите, чтобы отдельные части текста не противоречили друг другу. Корректно употребляйте профессиональную лексику и пишите грамотно.
  • Вывод, предполагающий решение научной проблемы. В этой части работы вы подтверждаете или опровергаете свою гипотезу, приводите рекомендации для дальнейших исследований, высказываете свою точку зрения и отмечаете проблемы, с которыми столкнулись при написании работы.
  • Литературные источники, использованные вами в работе. Вы указываете их согласно правилам факультета и приводите в алфавитном порядке фамилии авторов.
  • Приложения: карты, таблицы, фотографии, статьи, социологические опросы и так далее.

Важно: в последнее время произошло несколько резонансных случаев плагиата. Не следуйте этой пагубной практике, копируя фрагменты текста из других работ или источников. Существуют программы, способные мгновенно распознать плагиат. Плагиаторство – наказуемое деяние (ознакомьтесь с регламентом вашего факультета).

Обеспечьте себе все условия, необходимые для продуктивной работы:

  • Запаситесь достаточным количеством времени. Не откладывайте всё на последний день. Организуйте поэтапное написание работы. Для контроля интервалов и перерывов можно использовать приложения (например, таймер, который каждые 25 минут будет извещать вас о 5-минутной паузе).
  • Избавьтесь от всех отвлекающих факторов. Например, можно использовать приложение, которое в заранее установленное время выключает ваш Интернет. Таким образом, вы не будете получать отвлекающие вас сообщения из социальных сетей и сможете посвятить всё отведённое время написанию работы. Как вариант, можно писать работу в библиотеке, где больше условий для концентрации.
  • Попробуйте использовать бесплатные онлайн-редакторы (например, Google docs), которые автоматически сохраняют документы.
  • Когда вы закончите писать работу, прочитайте текст как минимум дважды, чтобы избежать грамматических, стилистических и тематических ошибок. Между первым и вторым прочтением должно пройти хотя бы несколько дней. С целью экономии времени научитесь составлять автоматическое оглавление.
  • Во время написания может случиться так, что одни и те же слова встречаются слишком часто. Используйте приложение Wordle, куда вы можете загрузить своё эссе или курсовую работу, а приложение создаст словесное «облако» для замены часто повторяющихся слов. Чтобы избежать повторов, при написании используйте тезаурус, который предлагает синонимы.
  • Используйте специальные орфографические сервисы, если сомневаетесь в корректности употребления слова и хотите узнать, как оно склоняется.
  • При написании работы избегайте иностранных слов. Если для обозначения слова имеется соответствующее выражение в том языке, на котором пишется работа, используйте его. Если при переводе вы не уверены в его качестве, также укажите фразу на языке оригинала.
  • Все сокращения должны содержать комментарии. Если в тексте, например, появится термин «Европейский Союз», то далее по тексту вы можете писать ЕС при условии, что при первом употреблении аббревиатуры вы в скобках написали «(ЕС)».
  • Не забудьте указать все источники, из которых вы брали информацию. Чтобы потратить минимум времени на оформление цитат, используйте, например, программу EndNote или Mendelay.
  • Ищите статьи в научных базах данных и не ссылайтесь на ненаучные источники из Интернета.

В завершение подчеркну, что при выполнении любой задачи, пусть даже очень сложной, важен правильный настрой. Относитесь к написанию вашей работы не как к трудному заданию, отнимающего у вас много времени и сил, а как к прекрасной возможности открыть для себя новые знания, которыми вы ранее не обладали; приобрести важный опыт научной работы и заслуженное уважение сокурсников и преподавателей.