Найти в Дзене
Патриоты Нижнего

Коротко по делу

Оглавление

В понедельник 26 ноября в Нижегородском районном суде начался судебный процесс по уголовному делу, обвиняемым по которому является экс-глава Нижнего Новгорода, бывший заместитель председателя областного Законодательного собрания, известный меценат Олег Сорокин.

Этот процесс обещает быть одним из самых громких и по причине личности обвиняемого (стр. 16–17), и по причине большого количества вопросов к сути обвинения. «Патриоты Нижнего» расскажут обо всем по порядку.

Согласно материалам дела нижегородского политика обвиняют во взятке, якобы полученной от гражданина Мансура Садекова (ее связывают с земельным аукционом, который состоялся в 2012 году), и «похищении человека» в далеком 2004-м.

Из пострадавшего – в обвиняемые

По эпизоду так называемого «похищения» вместе с Олегом Сорокиным обвиняются также бывший начальник 6-го отдела угрозыска Евгений Воронин и бывший оперуполномоченный Роман Маркеев.

Это те самые оперативники, которые в 2004 году раскрыли покушение на Олега Сорокина, в ту пору – молодого предпринимателя, построившего в Нижнем Новгороде первый торговый центр европейского уровня. 1 декабря 2003-го его машина была расстреляна из автомата, а сам он чудом остался жив, получив три пулевых ранения. Это было резонансное преступление, и тогда руководители региона и милицейское начальство требовали от оперативников раскрыть его по горячим следам.

Но прорыв в расследовании произошел только через пять месяцев, когда Александр Новоселов, охранник бывшего делового партнера Сорокина – Михаила Дикина, в результате проведенного оперативного эксперимента дал показания, изобличавшие его шефа. Эти показания он неоднократно подтверждал в присутствии своего адвоката. Однако в суде Новоселов попытался изменить свои показания и заявил, что его вынудили их дать и что действия милиции, оформленные должным образом как оперативно-следственный эксперимент, больше походили на похищение свидетеля. Но суд, разобравшись в ситуации, с подобной позицией Новоселова не согласился. В отношении братьев Дикиных был вынесен обвинительный приговор, который был утвержден всеми судебными инстанциями, и оба брата отправились отбывать наказание на длительный срок.

-2

Адвокат Михаил Бурмистров считает, что на ознакомление с материалами делами Олегу Сорокину требуется еще 150 часов, но суд предоставил только два рабочих дня

Сам Новоселов был осужден за дачу заведомо ложных показаний, и этот приговор также вступил в законную силу. В последующие 14 лет оценка действий сотрудников МВД оставалась неизменной – оперативный эксперимент был проведен в соответствии с требованиями закона.

Однако в августе 2018 года ситуация неожиданно изменилась, и именно за этот эпизод сегодня судят бывших оперативников и Олега Сорокина, который из пострадавшего вдруг превратился в обвиняемого. Почему сейчас способы раскрытия резонансного преступления ставятся в вину Сорокину, остается только догадываться…

Кстати, Европейский суд по правам человека, который позже присудил Новоселову компенсацию, факт проведения в отношении него именно оперативного эксперимента никогда под сомнение не ставил и ни о каком похищении человека никогда не говорил.

Что касается второго эпизода, то ранее судом были установлены иные обстоятельства. Так, в 2014 году вступившим в законную силу приговором Мещанского районного суда Москвы уже была дана оценка действиям Мансура Садекова, которая исключала преступность действий Олега Сорокина. Сейчас этот приговор суда органы следствия стараются всеми силами игнорировать и даже не включили его в письменные материалы дела.

В одни ворота

Следствие по этим эпизодам длилось более года. При этом следователем были допущены многочисленные нарушения требований закона, на этом основании защита просила провести предварительное слушание по делу и вернуть дело прокурору. Об этом рассказал адвокат Олега Сорокина Михаил Бурмистров.

Например, следователь не включил в обвинительное заключение более 20 человек, которых просили вызвать в суд в качестве свидетелей защиты, а также восемь экспертов.

Известный писатель Захар Прилепин собирался быть общественным защитником Олега Сорокина, но на предварительном слушании ему было отказано в этом ходатайстве. По этому вопросу писатель выразил свое мнение в соцсети. «Как человек любопытный, любопытствую к заботам своего государства, – написал он. – Позиция моя по Сорокину (равно как и по, к примеру, Кириллу Серебренникову, и по некоторым иным моим знакомым, приятелям, коллегам или товарищам) проста: пусть мне докажут, что человек виноват, а я уж там решу, как мне к этому относиться. Но пусть сначала докажут».

И еще, в материалах дела почти 80 томов – часть из них Олег Сорокин так и не успел прочитать. Он читал документы ровно столько, сколько ему позволял это делать следователь, который привозил тома дела в СИЗО. Большинство же вещественных доказательств ему в принципе никогда не предъявлялись.

По итогам предварительного слушания суд отклонил все ходатайства защиты, на основании которых дело могло быть возвращено прокурору для доработки. При этом было удовлетворено ходатайство прокурора о продлении всем троим обвиняемым срока содержания под стражей до 1 апреля 2019 года.

 Елена ВОЛИСОВА

 Фото Андрея АБРАМОВА