У многих людей современная Россия ассоциируется с фильмами-нуар. Наш народ - хороший парень, который работает и никому не делает ничего плохого, а власть - та самая роковая красотка, которая обманом впутывает нас в какой-то беспредел.
Сегодня обсудим классический нуар Билли Уайлдера «Двойная страховка» («Double Indemnity») 1944 года. Классика, с которой можно начать осваивать жанр.
Страховой агент Уолтер Нефф отправляется к богатому клиенту решить вопрос с продлением страховки на автомобиль. В его доме он встречает мисс Дитрихсон, жену этого самого богача, и моментально в нее влюбляется. Позже она подбивает Уолтера убить ее мужа, получить страховку и жить вместе долго и счастливо. Что же выйдет из этой затеи?
Ничего хорошего не случится, это же нуар! «Двойная страховка» - простое, стильное кино с отличной актерской игрой. Самое дикое, что лучшие нуары выходили в прокат в эпоху кодекса Хейса (цензурная ерунда, ознакомиться можно тут).
Фильм начинается с конца - раненный Нефф приходит в офис и записывает признание в убийстве и только потом нам рассказывают историю обычного одинокого страхового агента. Отличная схема, которой мало кто умеет пользоваться сегодня!
Вечная темнота в кадре, девушка-вамп, умный сыщик (в данном случае босс Неффа Бартон Киз), шляпы, закадровый голос, убийство, которое влечет за собой паранойю и другие убийства - тут есть все атрибуты жанра, ничего лишнего. Смерть мистера Дитрихсона показана революционно - нам показывают лицо его жены, а сам процесс остается за кадром. Те парни из 40-х отлично работали головой! Киз сразу же подозревает неладное и пытается разобраться в происходящем, он не верит в случайную смерть богача Дитрихсона. Диалоги тут тоже на высоте - ничего лишнего. Все эти парни с сигаретами в зубах и фразочки, типа «Тебе не удалось меня поймать, Киз»...это чертовски стильно.
Хотелось бы увидеть полноценный ревайвал фильмов-нуар, хватит с нас супергеройской ерунды.