Найти в Дзене
Киноблуд

«Последнее королевство»

Судьба правит всем.

Уже третий сезон Утред, сын Утреда Беббанбургского, он же Утред Рагнарсон, вкрадчивым голосом с нортумбрийским акцентом ведает о сложных перипетиях своей жизни в начале каждой серии.

Пером британца Бернарда Корнуэлла три сестры-норны знатно запутали клубок его судьбы. Сакс- нортумбриец, наследный лорд Беббанбурга, воспитанный после смерти отца данами и волею богов, Бога, судьбы и Альфреда Великого принимающий деятельное участие в серии бестселлеров «Англосаксонские хроники». Со страниц книг он сошел в 2015 году на британском BBC и отрезвил, заставил по-другому взглянуть на немного избитый к тому времени сеттинг про «Викингов», хотя со времени старта последних прошло всего лишь пара лет. Правда, «Викинги» к 2018 году доказали свою жизнеспособность даже без харизматичного фронтмена Рагнара Лотброка. Герои словно получили иммунитет к старению, к смерти, к мухоморам и с каждым сезоном словно готовы ворваться в Вальгаллу с разбега прямо сквозь каменную стену. Героям слава.

-2

И, как ни странно, узнав о старте «Последнего королевства», автор сих строк не повел брезгливо носом, но подумал: грядет нечто большее, чем поделка. Потому что поделок и тем более конкурентов по «варяжской» теме у «Викингов» на малом экране просто физически не было. А для настоящего воина-скандинава здоровая состязательность все равно что мерило чести, вот и отлично. Вообще, крайне редко пишу на неоконченные сериалы, но тут есть веские причины. И сравнивать с «Викингами» не следует в ключе «лучше-хуже». Просто буду ненавязчиво перечислять причины, по которым следует проникнуться сериалом, читали ли вы «Англосаксонские хроники» Корнуэлла или нет. Люблю историю, люблю исторические картины, романы, хлебом не корми. Поэтому буду проповедовать и немного занудствовать.

-3

Главная причина — сериал ломает привычную схему постепенного «выдыхания» сериала от сезона к сезону. Сериал растет. Годы идут, герои меняются, Утред в первом сезоне — мальчишка, ищущий себя и мести за убитую семью. Его действия спонтанны, он дерзок, импульсивен, высокомерен. Но идет время, обстановка меняется. Его двойное происхождение не всегда бывает преимуществом, это инструмент, на котором надо научиться играть. Он учится, люди следует за ним. Персонаж, простите за клише, действительно получился живым. Он чисто по человечески лажает, падок на женщин, но харизматичен, неглуп, хороший боец. Со своим строгим стилем — фамильный меч в одной руке, скрамасакс — в другой. Со временем мальчишка превращается в зрелого мужика, а воин — в полководца. «Конановское» представление о чести, долге и мече — главнейшая доминанта сериала и персонажа. Третий сезон подряд герой разрывается между долгом, местью и еще какими-нибудь обязательствами, миновать которые невозможно, а запутаться — проще простого. В общем, «мужская» тема раскрыта полностью.

-4

Это еще одна причина полюбить сериал — неожиданно глубокий историко-культурный подтекст. Хорошо передана зарождающаяся национальная самоидентификация англосаксов и мыслительные процессы скандинавов. Первым кто это осознал и стал величать себя королем Англии, а не просто королем Уэссекса (то самое «Последнее королевство») был именно Альфред. Его реформы носили глубокий и комплексный характер. Многое сделанное им остается за кадром, потому что объять необъятное не удастся. Единая армия, флот, налоговые реформы, и.т.д. Все равно что Петр Великий для России — слишком современный для своего времени и слишком активный по сравнению со своими предшественниками. Даны тоже показаны идущими в ногу со временем. Это уже не время налетов (начало сериала — 870 е гг.) на прибрежные деревеньки. Хронологически — это намного позднее «викингов» (кстати, тут присутствует ярл Убба — сын Рагнара Лотброка). Это время больших воинских контингентов, стратегии, прочных доспехов, маневров на поле боя и краха военной аристократии. Есть еще отдельные вожди-полководцы, но они уже знают цену поражения и ценность интриг и политики. Присутствует обязательная вера в судьбу и пророчества — жизненно важно для дана не продуть свою удачу проклятием или трусостью.

-5

Вообще, связка «Альфред-Утред», «прогрессивный сакс — скандинав-полукровка» пожалуй, наиболее интересная на пространстве исторических экранизаций последнего времени. Образ Альфреда передан бережно. Он хронически болен, но его дух тверд и непоколебим. Он тоже не безгрешен. На протяжении сериала его видение единой Англии будущего держит в узде и несносного Утреда и беспокойных саксонцев, а его местами излишняя острожность,с другой стороны, компенсируется авантюризмом того же Утреда. Во время редких передышек они обмениваются цивилизационными маркерами, и обмениваются мудростью. И иронично что в сериале Утред-язычник служит при всех их с Альфредом разногласиях строительству христианского государства. При том что разграничения «христианин-язычник» и «дан-саксонец» крепко цементируют modus operandi всех героев. До эпохи космопополитизма ой как далеко, хотя робкие идеи высказываются, хотя Иисус вроде учил этому ой как давно. Но это все потом. Сначала война и объединение земель.

-6

Кстати, по части войны и битв — скорее достаточно, чем немного, тактически верно, и хорошо выполнено. Поэтому хочется еще больше. Между количеством и качеством я всегда выберу качество. Даст ли это обстоятельство заскучать? Можно сказать, только посмотрев. Если не заснули, читая вот до этих самых строк — значит стоит. Исторические сериалы — всегда на любителя. Постановка более камерная, но съемки динамичные. Много красивых видов. Грязи и говна тоже хватает. Хаты горят, церкви возводятся. Однако преимущество у сериала есть бесспорное — это литературный первоисточник. Кадры пестрят старинными названиями аки документалка. Герои из новых сезонов были на задворках предыдущих, получая места первых скрипок — своеобразная кадровая ротация происходит постоянно. И это приятно осознавать, ощущая себя причастным к общему генезису борьбы за будущее Британии. Переживать за героев тоже приятно, и жаль с ними расставаться. За три сезона (пока что три!) умрет много хороших людей, и будет много негодяев. Сочувствие и неприязнь — всегда отличный признак хорошей истории, не правда ли?

-7

P.S. Еще один хороший знак — вездесущий Netflix выкупил права на трансляцию третьего сезона. Есть все признаки того, что четвертый будет и он грядет быстрее чем второй после первого.

Автор — Станислав Шинтяпин

Подписывайтесь на лучший канал про кино и сериалы — Киноблуд — в ВК и Telegram!

#киноблуд