"Календарь" Евгения Алёхина продолжает им же созданную традицию исповеди реп-знаменитости. Вместе с тем, выбрав именно это название для романа, он словно пародирует современников и спорит с классиками.
"Календарь" - это еще и "Разговоры о главном" Дмитрия Быкова, с презрением упоминаемого в тексте Алёхина. И если Быков выбирает для повествования даты, так или иначе оставившие след в культуре, то даты в календаре-2018 сугубо личные. Смерть Люиса Кэролла или рождение Федерико Феллини у Быкова превращаются в смерть друга и планируемое рождение "великого малыша".
Искренность, самокопание, телесное откровение и обилие быта - все это уже было в текстах Алёхина, но кажется, будто он вышел на новый уровень и не скрывает вообще ничего. Но, вчитавшись в "Календарь", понимаешь, что скрывает, да еще как, а напоказ выставляет только то, что можно преподнести в наиболее гадком свете. Тут настоящий призыв классика "Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит", но в травестийном варианте: серьезное тематическое содержание принято буквально и обработано в самых темных оттенках.
Продолжая древнюю литературную традицию дневниковых записей, автор мечется между дневником для себя и текстом для читателей. Оттого записи неоднородны, и то скатываются в поток сознания, то в самолюбование.
В предисловию к журналу Печорина было сказано: «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Традиция живет.
Читайте также: рецензия на "Петровых в гриппе и вокруг него" Сальникова.