Найти тему
Пила Иванна

Недовольные Фрейдом. Часть 2

Кадр из фильма "Клетка". Психопат контейнирует жертву.
Кадр из фильма "Клетка". Психопат контейнирует жертву.

Недовольные Фрейдом думают, что критикуя Фрейда, они его разоблачают. А разоблачая его, они как будто разоблачают психоанализ. Недовольные Фрейдом, думают, что психоанализ представлен до сих пор в том виде, в котором его создал Фрейд.

Дисклеймер: Осторожно! Вы можете подцепить моё субъективное восприятие! Поэтому если хотите составить своё уникальное мнение, читайте первоисточники.

Одна из претензий к Фрейду от недовольных – это фаллосоцентрическая система. Недовольные думают, что Фрейд слишком много думал , простите, о письках. Нам доподлинно не может быть известно, о чём предпочитал думать Фрейд, НО, давайте немного выйдем за пределы Фрейдистских идей. Вот, например, если Вас задевает идея, что девочки завидуют пенисам мальчиков, погуглите про Карен Хорни, которая утверждала, что на самом деле это мальчики завидуют девочкам, потому что организм женщины может создать нового человека, а функция мужчины в деторождении остаётся скрытой до определённой поры, что может укрепить в сознании мальчика идею, что ему надо самоутверждаться в этом мире иным способом. Вроде бы звучит логично! При этом надо заметить, что Карен Хорни была именно психоаналитиком, а не общественным деятелем или феминисткой.

В моей жизни были такие моменты, которые можно было бы интерпретировать как зависть к пенису, но это было в детсадовском периоде жизни. В некотором аспекте это было обусловлено биологией (мальчики могут писать стоя, а девочки-то нет - «Абидно слюшай»), в другом аспекте это было обусловлено различием в отношении взрослых к разнополым детям. Другой вопрос, насколько это легло в основу моих сегодняшних мотивов, насколько сейчас это меня тревожит и определяет моё поведение. Может случилось как в песне: «Было-было-быыло, но прошло, о-о-о, о-о-о»?

И ведь странно, как же психоанализ может быть таким разным? Кто кому завидует в итоге? Мальчики девочкам или наоборот? А может так быть, что и те и другие завидуют? Любое различие между людьми может породить зависть, но может и не породить, ведь так? Вопрос в том, становится ли зависть центральным чувством в психике человека? Доставляет ли она «траблы» человеку и его окружению?

Психоанализ, по сути, является методом, который позволяет проникнуть в глубины психики человека. И там, в глубине, чаще всего не осознаваемой, лежат мотивы, которые движут человеком. У девочки – это может быть мотив сравняться с мужчиной (и сколько тут социального, а сколько биологического – вопрооос), а может соперничество с матерью (кто на свете всех милее), а может и более светлые порывы познания себя и мира. У мальчика может быть мотив страха перед отцом (а отцы бывают страшными), а может быть желание скомпенсировать свою неспособность рожать (ну это же девочки, они могут быть глупыми, а я мужик, я должен), а может быть иной мотив.

В любом случае мотивы и стремления сегодняшнего дня строятся на мотивах и стремлениях предыдущего дня - эта идея общая у психоаналитиков. Вскрывая истинную природу мотива, человек может освободиться, ведь это тогда в детстве было страшно или горько или обидно, а сейчас такая ситуация не может повториться, и значит страх или иное чувство, лежащее в основе моего сегодняшнего поведения может быть беспочвенно. И сегодня никто не мешает сменить мне модель поведения, ведь детство закончилось, и я могу быть сильным и независимым человеком, опорой для самого себя.

При этом, какой будет приоритет событий, стремлений и чувств в каждой отдельно взятой психике никто не может предсказать. Психоаналитики лишь наблюдают и интерпретируют, лишь некоторые пытаются вывести общее для всех людей.

И символ фаллоса каждый психоаналитик трактует по-своему, НО для тех, для кого генитальная тематика слишком неприемлема, сегодня я хотела бы представить Вам продолжателя психоанализа Уилфреда Биона, который удивительным образом обошёл вопросы о сексуальности в своих рассуждениях.

Бион ввёл понятия контейнера и контейнируемого. В первую очередь это относится к социальным взаимоотношениям, но я предлагаю Вам взглянуть шире на эти понятия. Каждый объект материального мира и даже часть объекта является либо контейнером для других объектов, либо контейнируемым для других контейнеров. Эти же рассуждения мы можем применить и к сексуальным взаимоотношениям. У Биона даже обозначения соответствующие: для контейнера женский символ ♀, для контейнируемого – мужской ♂. Таким образом, взаимоотношение между контейнером и контейнируемым более абстрактное и символичное и не может быть прочитано двусмысленно, как в случае с символом фаллоса.

Поскольку в процессе психоанализа подопытный (анализант) часто регрессирует в своё детское состояние, где мать являлась контейнером для непереносимых детских переживаний, то такую же функцию чаще всего и выполняет психоаналитик – роль контейнера, хотя звучит на первый взгляд обидно. С другой стороны, каждый ребёнок хочет быть контейнером, заполненным материнской любовью. Звучит не так ужасно, как идея о фаллической матери у Фрейда, правда? У Фрейда фаллос имел значение активного либидо. И здесь Ваше восприятие идеи Фрейда зависит от того, насколько сможете Вы выйти на такой уровень абстракции, где фантазия ребёнка о фаллосе матери будет представлять собой всего лишь потребность в любви, направленной от матери к ребёнку. Фантазия о фаллосе матери = фантазия о любви матери по отношению к ребёнку = фантазия в контейнировании материнской любви.

Вы спросите: а как же доказательства, научность, фальсифицируемость? Ведь сейчас где-то грустят поклонники Карла Поппера из-за психоанализа? К Попперу я как-нибудь вернусь в другой раз, а сейчас давайте поразмышляем вот над чем. Символ фаллоса настолько конкретен, что то, что Фрейд узнавал его присутствие в аналитических случаях удивительно. Символ контейнируемого у Биона настолько абстрактен, что также нет уверенности, что это может соотноситься с реальностью. Но и в том и другом случае, символ выполняет определённую задачу, он позволяет связать представления об объектах.

Говоря более простыми словами, символ позволяет связать Вашу настоящую ситуацию с ситуацией прошлого. Ведь вряд ли Вы будете отрицать, что настоящее строится на основе прошлого? Хотя может Вы поклонник идеи о нелинейности времени…тогда всё сложнее. В любом случае надо помнить, что ситуация у каждого своя и не сводится к фразам типа: «Девушка, да Вы просто моему фаллосу завидуете! Ну что, Вам полегчало от этого?»

Сегодня я сделаю такой вывод: лишь некоторым в этом мире удаётся создавать оригинальные концепции, которые завладевают умами людей. Некоторым представителям психоанализа это удалось. Во что же переродятся эти концепции, нам не всегда дано предугадать: в удачную метафору или в другую более научную концепцию, или в некий особенный способ взаимодействия между людьми…

Читать: 1 часть , 3 часть