Расстроили намедни студентусы - внаглую сидят и при мне же разворачивают полотнища шпор формата А4, не меньше. Провела жесткую конфискацию и карательными мерами. Ну, что это такое? Ничему ЕГЭ людей не научил, даже нормально и эстетично списывать. Деградирует, в общем, молодежь. И вспомнился мне один рассказ из журнала "Пионер" выпуска № 8 за 1990 год (в нашей школьной библиотеке была целая кипа старых журналов). Называется он "Шпаргалка", и это настоящий постапокалипсис для детишек, где причина гибели цивилизации - ... шпаргалка.
Легко получая дипломы и продвигаясь по службе, человек почти ничего не знал, поэтому многие и со шпаргалкой стали попадать в неловкое положение. Тогда «шпаргальщики» придумали звуковую приставку, которая в виде коронки крепилась на зуб и отвечала на вопросы голосом владельца, — тому достаточно было шевелить губами в такт словам.
Новинка разошлась мгновенно.
Поскольку кальрунцы желали выглядеть умными и компетентными не только на работе, то этими приставками стали пользоваться везде. С их помощью вели интеллектуальные беседы в гостях, в театрах, на улице. Со стороны казалось, что люди спорят, высказывают мнения, сомневаются, тогда как они просто открывали рот, а беседовали за них электронные шпаргалки.
Тщеславные родители поспешили приобрести «говорящие шпаргалки» своим неразумным чадам, и повсюду один за другим стали появляться шестилетние, пятилетние и даже трёхлетние вундеркинды. Несчастные дети с малых лет отучались мыслить — за них думал электронно-кибернетический мозг, упрятанный в висящую на шее безделушку. Мода на вундеркиндов распространилась по всему Кальруну, и вот уже вослед за поколением неучей росло поколение дебилов.
Все эти события начинали самым плачевным образом сказываться на самих электронике и кибернетике. Роботизированная промышленность остро нуждалась в специалистах, а их становилось всё меньше, да и те, последние, переключались на производство шпаргалок, потому что это было прибыльно.
Развитие электроники, как и других отраслей, остановилось. Действовало только подпольное шпаргалочное производство, но и оно скоро стало угасать…
— Почему? — спросил Ник.
— Потому что «шпаргальщики» старели и умирали, а новым было неоткуда браться. Да, «шпаргальщиков» становилось всё меньше, но они не бросали своё ужасное дело. Кальрунцы продолжали высокоинтеллектуальные разговоры, часто уже не понимая того, что раздавалось из их собственного рта. Иногда они забывали шевелить губами в такт словам, но, так как к этому времени все уже имели шпаргалки и знали их секрет, никого это не удивляло.
— А потом, учитель?.. Что было потом?
<...>
Если интересно, вот полная версия.
Вроде бы, просто маленький наставительный рассказик, но со смыслом. Страшным смыслом. Все-таки умели у нас писать годную фантастику.
И самое печальное, что такое будущее с продвинутыми в технике неучами, кажется, начинает потихоньку сбываться: поколение нулевых уже с трудом понимает время по аналоговым часам и не умеет пользоваться бумажным словарем - привыкли же к гуглу-переводчику, википедии и словарям электронным. В графе интересы у детишков значится "ненавижу читать книги", а каких-то литературных или иных сведений вне учебных занятий они не знают. А уж учеба... Сколько раз слышу: "Какие еще падежи? Мы их и в русском не знаем!" Вот так и получаются у нас замечательные специалисты...