Железногорск город закрытого типа. В народе его называют ДЕВЯТКА. Также носил официальное название Красноярск-26. Свой закрытый статус город приобрел из-за горно-химического комбината. Сам комбинат, а точнее весь комплекс находится внутри скалы. Комбинат именовался №815. Строить решили прямо в скале из соображения секретности и безопасности (защищен от возможной атомной бомбардировки). Главной задачей первоначально стояло нарабатывание плутония для ядерного щита страны.
Работников на предприятие доставляет электричка в сопровождение военных. Выглядит все очень обычно. Стандартный перрон, таких по всей стране тысячи. Подходит электричка самая обычная, которая тут уже курсирует более 50 лет. Электричка в своем составе насчитывает либо 6, либо 8 вагонов.
Замечено, что эти специальные электрички ходят с буквами ЭР2Т.
У этой обычной электрички не обычный маршрут. Впереди только одна станция, конечная, она прячется внутри гранитной горы, на глубине 200 м. В вагоне №1 сидят одни женщины, так повелось с тех пор, как первая электричка повезла сотрудников Красноярского горно-химического комбината на работу.
Сам построенный комплекс- это огромное и уникальное сооружение без аналогов. Представьте, в горе находится сооружение примерно как 23-х этажное здание.
В наше время задачей комбината является переработка и хранение отработавшего ядерного топлива. На данном комбинате организовано сухое хранилище камерного типа, единственное в мире.
Весь процесс происходит в изолированной камере. Манипулятор вынимает из контейнера отработавшее топливо, перемещает его в специальный пенал. Воздух в нем заменяют на азотогелевую смесь, герметично заваривают и переносят в зал хранения.
Во всем мире сегодня хранится около 260000 тонн ядерного топлива отработавшего на АЭС. Большая часть отходов хранится в мокрых хранилищах (защита и охлаждение водой). Но самое безопасное хранилище это при сухом хранение. В Железногорске ситуации с утечкой исключают на 100% ( хотя в нашем мире на 100 % быть уверенным ни в чем нельзя). Принцип безопасности обеспечивается за счет естественных физических процессов.
В городе есть своя собственная транспортная компания Атомспецтранс, которая занимается всей инфраструктурой связанной с горным комплексом.
Сейчас Комбинат не работает все три реактора остановлены и законсервированы.