Чем занят генерал, когда его армия, выведенная с передовой линии фронта, находится на отдыхе и пополнении? Что касается Катукова, то в кинофильмах и книгах зафиксировано — командарм в это время собирал цветы, ловил рыбу, принимал гостей...
Весьма поверхностное суждение.
Да, в дни, предшествовавшие Курской битве, в ранние предрассветные часы, когда все еще спали, Катуков иногда ходил на рыбалку. Случалось провести редкие часы отдыха так на Днестре. Бывали у него и гости. Художники Кукрыниксы под Киевом надолго задержались в армии, сделали интересные рисунки и навсегда подружились с Катуковым. Приезжал Леонид Леонов, беседовал с командармом по душам. Весной 1944 года армию посетили художники и скульпторы, работники Исторического музея УССР. Они нарисовали портреты гвардейцев, собрали интересные материалы по истории танковых частей. Побывала на гастролях в армии группа актеров прославленного Малого театра. Охотно встречался Катуков с журналистами, переписывался, например, с Юрием Жуковым.
Командарм обычно заботился, чтобы гостям было хорошо и удобно, чтобы всюду их принимали по-гвардейски. Гости тянулись к нему, покоренные его обаянием, простотой, радушием.
Главное же внимание он уделял дальнейшему укреплению армии. В штабе собирались командиры частей, и Катуков, не торопясь, обстоятельно разбирал прошедшие бои, анализируя и умелые действия, и досадные просчеты. На заседаниях Военного совета армии обсуждались самые разные вопросы, от кадровых до снабженческих, бытовых. Командарма интересовало и настроение танкистов, и то, как обучают новые пополнения, и как налажена политико-воспитательная работа в армии. Катуков заботился о том, чтобы раненым воинам было обеспечено хорошее лечение и уход, и о том, чтобы все отличившиеся в боях были вовремя награждены.
Каждый раз командарм напоминал:
— Солдату свой батальон, своя рота — дом родной, все ли хорошо, чисто, справедливо в этом доме? Нет ли формализма, равнодушия, гнусных рассуждений о том, что война все спишет? Ничего война не спишет. Все сделанное или не сделанное нами, непременно проявится в бою.
В перерывах между боями Катукову приходилось отлучаться из армии. Это были поездки в штаб фронта или в Москву, где обсуждались наболевшие вопросы жизни танкистов, меры дальнейшего строительства бронетанковых войск.
Запомнились ему несколько дней в Москве осенью 1943 года. О вызове предупредили заранее. Командующий бронетанковыми и механизированными войсками Я. Н. Федоренко сказал по телефону:
— Михаил Ефимович, тебе предстоит прочитать лекцию в Военной академии бронетанковых и механизированных войск. Главный упор сделай на бои под Воронежем и на Курской дуге.
Подготовка карт, необходимых материалов заняла несколько дней и ночей.
Москва встретила приветливо. Сначала Катуков принял участие в совещании командующих и членов Военных советов танковых армий у Верховного Главнокомандующего. Здесь состоялся большой, откровенный разговор о том, какой должна быть танковая армия. Сталин, напомнив о том, что предстоят крупные наступательные операции, попросил высказаться о структуре армий. Некоторые из выступавших предложили «облегчить» танковые войска, избавить их от «довесков» — госпиталей, дорожно-мостовых батальонов и иных вспомогательных подразделений. Катуков с этим не согласился. На примерах из жизни своей армии он убедительно доказал, что танковым войскам нужны свои госпитали, что в наступлении не обойтись ни без мостовщиков, ни без санитарно-эпидемических отрядов. Он попросил, кроме того, усилить танковую армию гаубичной артиллерией. Особенно горячо Михаил Ефимович отстаивал необходимость сохранения своего армейского госпиталя.
— Известно, — говорил он, — что ранения танкистов специфичны. В большинстве своем они связаны с сильными ожогами. Наши врачи научились их лечить. Кроме того, лечение в своем госпитале имеет огромный моральный эффект: танкисты, временно выбывшие из строя, возвращаются в свои полки, в свои батальоны, а это по преимуществу бывалые солдаты, очень нужные, дорогие нам люди.
Большинство командармов поддержали Катукова.
Сталин, заинтересованно слушавший прения, одобрил предложения командарма 1-й танковой.
Затем состоялась лекция в академии. Собралось большое число слушателей и преподавателей. Катукова встретили очень тепло. Его рассказ был живым, предметным, увлекательным. Он приводил много ярких примеров из боевой жизни танкистов. Много нового узнали присутствующие на лекции об оборонительных боях крупных танковых соединений. В военных уставах, выпущенных перед войной, об обороне упоминалось чрезвычайно мало, а о танковых войсках в обороне — тем более. Катуков проанализировал бои под Воронежем, на Курской дуге, подчеркнул значение преднамеренной обороны. Говорил он и о выборе подходящего момента для контрудара, и о значении взаимодействия разных родов войск. Фашистские бронированные полчища, собранные на Курской дуге в небывало мощный железный кулак, натолкнулись на дружные, согласованные действия пехотинцев, танкистов, артиллеристов, летчиков, проявивших стойкость и массовый героизм.
В дни пребывания в Москве Катукову довелось увидеться с Михаилом Ивановичем Калининым. Эта встреча состоялась по желанию «всесоюзного старосты».
Михаил Иванович принял Катукова и члена Военного совета армии Попеля, как радушный хозяин дорогих гостей.
Зашла речь об освобождении частями Катукова родной Калинину тверской земли. Калинин все знал о своем Верхневолжье, привечал всех людей, имевших отношение к нему. Это Катукова не удивило. Поразил его дальнейший ход разговора. Когда Попель положил на стол фотоальбом и начал рассказывать об армии, Михаил Иванович мягко остановил его.
— Большущее вам спасибо, дорогой, за фотографии, но некоторые из них у меня есть. Имеется и ваша армейская газета. Осведомлен я о ваших боях. И не перестаю удивляться, каких замечательных людей вы вырастили, какие богатыри идут в первых рядах наших войск. По-стариковски скажу — сердце радуется!
Михаил Иванович назвал фамилии прославленных танкистов армии, упомянул об их подвигах, о некоторых интересных событиях из жизни армии, и Катуков с Попелем поняли, что «всесоюзный староста» знает о них больше, чем они думали.
А Калинин, наслаждаясь их растерянностью, хитро улыбаясь, выдал свой секрет:
— Вы же, дорогие мои, лучше меня понимаете значение разведки. А у вас в армии служит мой давний товарищ — Александров. Мы с ним вместе еще в Питере на одном заводе работали. Он мне и пишет в свободные часы о вашем житье-бытье. И газетки присылает. Я так много знаю о вашем славном коллективе, вы мне как бы родными стали. Ничего это, что я к вам в родственники напрашиваюсь?
Михаил Иванович развел руками и рассмеялся.
А Катуков и Попель, растроганные таким оборотом беседы, пристальным вниманием к армии, не сразу нашлись, что ответить. Разговор принял совсем доверительный, дружеский характер. Гости едва успевали отвечать на вопросы Калинина. Он вспомнил, что на одной из встреч со Сталиным Катуков поднял вопрос об упрощении оформления наград.
— Очень правильное вы внесли предложение, — сказал Калинин, — дать право Военным советам фронтов и армии награждать отличившихся на месте, не тащить наградной лист в Москву. Мы в Верховном Совете одобрили и поддержали вашу мысль. Действительно, орден, полученный сразу после боя — вдохновляющая и в то же время мобилизующая на новые подвиги награда.
Непринужденный разговор продолжался долго. По просьбе гостей Михаил Иванович подарил им свою фотографию. А когда Катуков и Попель стали прощаться, он задержал их.
— Подождите, тут у нас есть должок один, — говорил Калинин, вынимая из стола коробочки с орденами. — Извините, что задержал немножко. Хотел приехать, да не получилось. Ездок уже из меня плохой. Простите старика. Это вам за Курскую битву причитается, — сказал он, обращаясь к Катукову. — Всеми признано — ваша армия блестяще выполнила задачу. Горжусь вашей победой, радостно горжусь! И вот вам награда.
Михаил Иванович взял орден Кутузова I степени, прикрепил его к мундиру Катукова и обнял генерала. Они стояли в светлом кремлевском кабинете, каждый по-своему ощущая это теплое объятие. «Всесоюзный староста» гордился талантливым военачальником из народа, а Катуков благодарил в лице Калинина руководителей партии и правительства за отцовскую ласку и доверие...
Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!