От Вислы до Одера предстояли ожесточенные бои.
14 января 1945 гвардейцы армии В. И. Чуйкова после мощной артиллерийской подготовки пошли на штурм немецкой обороны. Земля гудела от взрывов. Пехотинцы Чуйкова вместе с артиллеристами прорвали оборону врага. Саперы, рискуя жизнью, разминировали проходы. После этого на передовой линии раздалась команда:
— Освободить дороги! Идут танки!
В прорыв двумя стальными грохочущими колоннами пошли «тридцатьчетверки», ИС-2, самоходки с мощными орудиями. Чтобы несколько приглушить грохот машин, через усилители зазвучала музыка: «Катюша», «Вечер на рейде» и другие песни, бравурные марши.
Весь передний край, тысячи воинов замерли, любуясь стальной силищей. Катуков сияющим взглядом провожал машины.
— Это вам не сорок первый год, — сказал он.
На пятый день корпус Бабаджаняна, преодолев пять рубежей обороны противника, пройдя с боями больше двухсот километров, вышел к реке Варта. Впереди двигалась бригада Гусаковского. Так же стремительно шел корпус Дремова. Позади осталась река Пилица, где произошли кровопролитные бои с обороняющимися гитлеровцами. С обеих сторон в схватках участвовало огромное количество техники. Один из командиров, например, доносил в штаб армии: «Полк разгромил колонну противника общей длиной до пяти километров».
Все жили в эти дни на колесах. Командарм возглавлял оперативную группу штаба армии. С ним находились Н. К. Попель, М. Т. Никитин, командующий артиллерией И. В. Фролов, офицеры связи. Передвигались они на двух-трех бронетранспортерах-вездеходах; их охраняли два танка и небольшая группа автоматчиков. Штаб во главе с М. А. Шалиным шел сзади, во втором эшелоне. Он держал связь со штабом фронта, занимался подтягиванием всей армии, руководил службами большого хозяйства. Связь между Катуковым и Шалиным осуществлялась по рации. Если же оперативная группа уходила очень далеко, использовали для связи мотоциклистов, бронетранспортеры, самолеты.
Обстановка в наступлении менялась не только каждодневно, но иногда и ежечасно. Бывали случаи, когда в тыл наших передовых отрядов выходили остатки разгромленных фашистских войск. Так произошло у города Нове-Място. В районе расположения оперативной группы Катукова вдруг появилась вражеская пехота. Ее поддерживали 17 танков.
— В цепь! — скомандовал командарм. Оборону заняли офицеры штаба, связисты, шоферы да рота мотоциклетного батальона, имевшая несколько танков. Гитлеровцы лезли с остервенением обреченных. Уже шесть «пантер» чадило на поле, а они предпринимали одну атаку за другой. Катуков связался с бригадой Бойко, находившейся неподалеку в резерве, и вызвал ее на помощь. Скоро в Нове-Място подоспели «тридцатьчетверки», и вражеский отряд был разбит.
В первые дни наступления была разгромлена 9-я немецкая армия. Гитлеровское командование подбросило подкрепление — 10-ю моторизованную дивизию и дивизию «Бранденбург». Чтобы они не успели занять оборону, Катуков приказал командирам корпусов ускорить темпы продвижения.
Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!