Найти тему

На Одере решается судьба Европы

5-е апреля 1945 года стало значительным, радостным днем в жизни Катукова. В штабе фронта состоялось совещание командующих и членов Военных советов армий. Здесь Михаил Ефимович увидел командармов, с многими из которых был знаком. Все поздравляли его с новой наградой. За успешное выполнение боевых задач в Восточно-Померанской операции маршал Жуков вручил Катукову вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина.

Участники Совещания были в приподнятом настроении: обсуждались задачи последней битвы войны. Георгий Константинович Жуков упомянув о сложившейся обстановке на советских фронтах и у союзников, сообщил решение Ставки — начать наступление на Берлин раньше, чем предполагалось. Три фронта нацелены на фашистское логово. 1-й Белорусский наносит удар в центре. На главном направлении прорывает оборону армия Чуйкова, а развивает ее успех армия Катукова. «Опять мы на самом бойком месте, — озабоченно и вместе с тем с гордостью подумал Катуков, тяжеленько моим гвардейцам придется». 

После проведенных в штабе игр на картах и макете Берлина М. Е. Катуков и Н. К. Попель поспешили в армию, чтобы лучше подготовиться к последнему сражению.

В ночь на 16 апреля при свете мощных прожекторов начался штурм вражеских позиций. Весь день стоял грохот над Одером. Мощные залпы артиллерии и бомбовые удары с воздуха сотрясали землю. Все кругом заволокла поднявшаяся к небу густая пыль.

К концу дня гвардейцы Чуйкова преодолели первую полосу обороны немцев, а во вторую им удалось лишь кое-где вклиниться. Оставалось только одно средство прорыва глубокоэшелонированной вражеской обороны — танковый таран. Катуков понял это, наблюдая за действиями пехотинцев. К такому же выводу пришел и командующий фронтом Жуков. Он приказал Катукову ввести в бой танки. Все три корпуса армии развернулись на плацдарме и пошли на вражеские укрепления.

Сильнейшими из них были Зеловские (Зееловские) высоты. С них просматривалась вся долина Одера. Войска и техника находились здесь под прикрытием сооружений из гранита и железобетона. Ни дальнобойная артиллерия, ни авиация не могли подавить огневые точки врага. И на штурм этих высот пошли танки и самоходки. Но подъемы были слишком круты, а взбираться зигзагами — значило подставлять уязвимые места машин под губительные выстрелы.

Бригады несли потери. Здесь был тяжело ранен комбат Бочковский. Узнав об этом, Катуков отдал распоряжение немедленно вывезти его и других тяжелораненых на самолете, так как санитарные машины не могли пройти по забитым техникой дорогам.

Кончался второй день наступления, а Зеловские высоты оставались непокоренными. Гитлер, терявший почву под ногами, но все еще рассчитывавший на помощь извне, усмотрел в этом поражение Советской Армии. «На Одере решается судьба Европы, — провозглашал он. — Здесь будет поворотный пункт войны... Русские потерпели самое кровавое поражение, какое только вообще может быть».

— Громко сказано, — заметил Катуков. — Не рано ли он нас хоронит?

Танкисты искали выход из критического положения. И нашли его. Командарму доложили, что севернее городка Зелов высоты разрезает железная дорога. «Нельзя ли пробиться в эту щель?» — задумался он. Вечером 17-го на этом участке в атаку пошла бригада Гусаковского и преодолела укрепления. В образовавшуюся брешь командарм тотчас направил бригаду Бойко, а потом и корпус Дремова. Город Зелов пал. Катуков перенес сюда свой командный пункт. Весь день 18 апреля ушел на то, чтобы подавить фашистов на Зеловских (Зееловских) высотах. На помощь пришла пехота Чуйкова.

Так танкисты-гвардейцы, преодолев, казалось бы, неприступные высоты, открыли наступающим армиям путь к Берлину.

-2

Передовые отряды 1-й танковой в тот же день устремились к городу Мюнхебергу, лежавшему на полпути между Зеловым и Берлином. Лавины танков шли неудержимо. На бортах машин можно было прочитать надписи: «Даешь Берлин!», «Впереди — Берлин!», «Путь домой — через Берлин!», а первогвардейцы 1-й бригады написали на броне «Москва — Берлин». Сколько глубокого смысла в этой короткой надписи! Еще под Москвой они поклялись дойти до фашистского логова. Они шли сюда трудными боевыми дорогами, сражались на многих фронтах, потеряли сотни лучших бойцов. Так разве же могли они остановиться перед Зеловскими высотами?! Никто и ничто уже не могли остановить их на этих последних километрах.

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!