Броненосец против империи
Революция, охватившая к лету 1905 года всю страну, нашла отклик в том числе в армии и на флоте. Недовольство было вызвано как нерешенными проблемами вчерашних крестьян и рабочих, так и нежеланием погибать на бездарно проводимой войне. И для выплеска этого недовольства нашелся повод.
При заготовке провизии для экипажа находящегося на стрельбах броненосца «Потемкин-Таврический» из-за халатности мичмана Макарова было закуплено несвежее мясо. Узнав об этом, команда броненосца решила отказаться от приема в пищу сваренного из него 14 июня борща. Усугубило положение и то, что вразрез с морской традицией ни вахтенный офицер, ни командир корабля не сняли пробу с обеда.
Ограничившись хлебом и водой, матросы выразили свой протест подобному скотскому отношению. Приняв случившееся за мятеж, командир корабля капитан Голиков приказал построить команду с целью наказать зачинщиков. После угрозы наказать нежелающих есть борщ был вызван караул, началась суматоха и стрельба. Матросы вскрыли пирамиды с оружием и боеприпасами, офицеры были застигнуты врасплох. В ходе перестрелки погиб один из лидеров бунта унтер-офицер Вакуленчук, а также старший помощник Гиляровский. Часть офицеров сумела укрыться в помещениях броненосца, другие, пытаясь спастись, прыгали в воду, где их настигали выстрелы мятежных матросов. Через некоторое время был убит командир судна, командование перешло к бунтующей команде, которая тут же взяла под контроль также находившийся на стрельбах миноносец №267. На борту, под влиянием сочувствующих революции матросов, происходит собрание, на котором броненосец объявлен территорией Свободной России. Над кораблем поднимается красный флаг.
Броненосец направился в Одессу, чтобы похоронить погибших матросов и восполнить запасы угля и провизии, где известия о мятеже были с воодушевлением восприняты уже несколько дней бастующими рабочими. Однако в ночь на 16 июня в городе было объявлено военное положение, вынуждая «потемкинцев» вновь выйти в море.
17 июня команда броненосца замечает на своем пути эскадру Черноморского флота, отправленную для нейтрализации мятежников. В произошедшем «Немом бою», когда «Потемкин» без единого выстрела и не встречая сопротивления два раза прошел сквозь строй кораблей эскадры, к нему присоединился броненосец «Георгий Победоносец».
Вернувшись в Одессу, матросы захватывают транспорт с углем, а после захвата правительственными войсками порта уходят в румынский город Констанца. В это время «Георгий Победоносец» переходит на сторону правительства.
Румынские власти запретили команде броненосца пополнять запасы в своем порту, предлагая сдаться на правах дезертиров без последующей выдаче на Родину. Оставшись неудовлетворенными таким предложением, «Потемкин» направился в Феодосию, где при попытке погрузить уголь на корабль матросы были атакованы правительственными войсками. В отчаянии броненосец вновь взял курс на Констанцу, где и передала судно Румынии. Матросы осели в Румынии, а сам броненосец был передан российским властям.
Этот эпизод в очередной раз показал несостоятельность императорской власти, которая теряла контроль даже над вооруженными силами. Броненосец «Потемкин» стал символом мятежного духа матросов, а одноименный фильм Сергея Эйзенштейна популяризировал историю восстания, ставшего одним из самых знаменитых эпизодов Первой русской революции.
Человек года – Сергей Витте
Из-за не удачной войны и набирающей обороты революции правительство империи приняло решение заключить мир с Японией. В Портсмут, где проходили переговоры о прекращении боевых действий и заключению договора, была направлена делегация во главе с Сергеем Юльевичем Витте, уже тогда известным государственным деятелем. Имея незнатное происхождение, он уже в 42 года стал министром путей сообщения, затем министром финансов, на каждом посту проявляя талант руководителя. На заключении Портсмутского мира он также провел блестящие переговоры, в условиях полного поражения добившись минимальных уступок, в числе которых передача лишь половины Сахалина, в то время как Японская империя требовала весь остров.
В этом же году Витте, ввиду начавшейся Всероссийской октябрьской политической стачки, фактически парализовавшей страну, уговорил Николая II издать манифест о даровании прав и свобод гражданам России, тем самым спая империю от краха. Однако уже через год он оказался опале и до самой смерти не занимал каких-либо видных постов.