Тула - один из наиболее известных туристических брендов России. И находится всего лишь в 2 часах езды на Ласточке от Курского вокзала (иногда можно до Балашихи дольше добираться). Но интересна она теперь ещё и осовремененным центром: Кремлём, набережной, кластером «Октава». Особенно примечательно, что ещё год назад она таковой не была, еще пару лет назад я бы вряд ли рекомендовал ее к посещению ради пеших прогулок.
Сейчас, благодаря постам Ильи Варламова и Аркадия Гершмана, многие узнали об удручающем состоянии городской среды в Тамбове: так вот, совсем недавно Тула производила более давящее впечатление (говорю как человек, выросший в Тамбове и бывающий в Туле каждый год). Теперь изменилось хоть и немногое физически, но многое в отношении к городу, изменилась сама атмосфера Тулы.
А началось всё ещё несколько лет назад - с Кремля. Раньше он, как и московский, был закрытым - посещали его только туристы и то ради музея оружия. Потом территорию открыли, сделали газоны и освещение, Кремль стал пусть и несовременным, но общественным пространством,
В этом году также решили озаботиться активностями для людей на территории Кремля и сделали «Газон» - пространство для мероприятий. Рядом висит его афиша (дизайн афиши, конечно, был таким, что сыотографировать ее рука не поднялась). В Москве Кремль - все ещё зарытая территория, которой не пользуются местные жители.
Но главные чудеса начались в этом году и не внутри Кремля, а снаружи. Там появилось не просто общественное пространство, а СОВРЕМЕННОЕ общественное пространство, где активности не ограничены мероприятиями.
Тут построили современную набережную с нуля. Проектировало ее бюро Wowhouse, создавшее немало интересных объектов, но у большинства ассоццирующееся с Парком Горького в Москве. Вот, например, как и в большинстве новых парков Москвы, большой деревянный амфитеатр.
Вот игра с рельефом в виде нависающей над землёй единой пешеходной дорожки с видовыми точками и мостами, упирающимися в забор оружейного завода по ту сторону реки. (До этого вся современная история Тулы проходила без набережной как таковой, а река находилась за высоким забором того же самого оружейного завода).
Дорожка непривычно яркая для окружения кремля, зато замощена деревом. Прозрачные заборы и металл нейтральных цветов, как в известной москвичам Тюфелевой роще на ЗИЛе, мне импонируют больше, но галочку за смелость Туле ставим.
Кроме видовых точек тут есть лавочки всех сортов и расцветок. Большинство без спинок, зато располагает к общению и социализации своей круглой формой. Надеюсь, внутри уже посадили дерево.
Не мог не заметить, московские заборы - как будто символ города Туле отдали. Наш момент моего посещения набережной, готово было ещё не всё: не домоводам павильоны для стрит-фуда и проката. Зато высадили деревья и газоны. Кстати, по газонам можно ходить, а за невовремя высаженные деревья на переживать - замена всего этого предусмотрена гарантией.
Отдельно стоит отметить детскую площадку по проекту одного голландского бюро. Местные жители отмечают её огромный размер, но я бы отметил, скорее, увлекательность для детей. К сожалению, во многих городах строят детские площадки для рассматривания. С фигурами сказочных персонажей, вырвиглазно яркими деталями, но без возможностей ребенку самому придумывать сценарии игры и познавать мир. Тут покрытие тоже сделали максимально ярким, зато обилие натуральных материалов и непонятные конструкции и палок и сеток дают большой простор детской фантазии.
Но главное на набережной - это вода. Тут не ограничились мостками или отдельными спусками, как любят в Москве, а превратили территорию у воды в деревянный променад, вдоль которого идёт лавочка.
Но поднимемся с Набережной и вернёмся к окрестностям Кремля. Тут ждёт ещё одно открытие 2018 - пешеходная ул.Металлистов. Ее я помню с детства, как место где сохранилось достаточно исторической архитектуры, которая десятилетиями была абсолютно никому не нужна и разваливалась. На улице не было пешеходов, бизнеса, она была редко использующиимя транзитным проездом. Реконструкция, несомненно, дарит ей новую жизнь. Хотя она и выглядит как типичный «местный Арбат», которого Туле не хватало. Но присмотритесь к деталям: взрослые деревья и отсутствие открытого грунта, разное мощение, дизайнерские фонари и лавочки. Да, не все здания реконструировали, где-то проскочили и пластиковые окна, и прочие издевательства. Но это лучше, чем «Арбаты» в других городах (например, лучше Трехсвятской в Твери или Коммунальной в Тамбове).
Вокруг красивого Кремля Тула осталась всё той же: асфальтовое поле у администрации, огромный ТЦ у главной площади, плохое освещение (после Москвы очень ощущается, что вечером в городе темно). Но если перейти дорогу, есть ещё один оазис «Тулы будущего» - Октава. Подноценный современный креативный кластер с музеем Станка, библиотекой, московскими бургерными и пельменными, площадкой для мероприятий и, главное, красивой промышленной архитектурой, приспособленной под новые нужды.
Кстати, завод все ещё действует и, если зайти, с другой стороны - упрешься в забор и проходную. Тут производят аудиозаписывающее оборудование, которое использовал, например, Том Йорк в записи одного из альбомов Radiohead.
В день моего приезда на Октаве был концерт экспериментальной музыки. омрачалось всё только выставленным театром безопасности в виде рамок и досмотров, которые несколько смазали впечатление от современного и симпатичного места. Рядом, кстати, есть пара мест с хорошим кофе, где варят альтернативу.
Всего несколько новых пространств полностью меняют восприятие Тулы как типичного депрессивного проиышленного города с историей в сторону города, у которого есть не только прошлое, но и будущее.
Тула вошла в программу создания комфортной городской среды от Стрелки и АИЖК, поэтому городу повезло и это только начало. Кроме центра тут будут реконструированы и остальные набережные (которые также десятилетиями не использовались) по проектам известных русских и скандинавских архитектурных бюро, выбранных на конкурсной основе. Но уже сейчас пример Тулы показывает, что конкуренция и даже совсем небольшие усилия по гуманизации городских пространств для провинциального города выглядят как прорыв и дают ему весомый плюсик к туристической привлекательности и узнаваемости.
А для жителей Москвы это хорошая возможность сменить обстановку на выходных. Ласточки в сторону Орла и Курска едут 2-2,5 часа Курского вокзала (как и экспресс-электричка), Маршрутки от Тёплого стана и Красногвардейской 2-3 часа.