Кто больше всего подходит на эту должность? Какими качествами должен обладать успешный кандидат и какие подводные камни поджидают его?
Разбираемся на основе вебинара «Путь руководителя digital-проектов», который провел директор студии интернет-решений «Сибирикс» Владимир Завертайлов.
Где взять руководителя digital-проектов?
Чаще всего руководителями digital-проектов назначают программистов. Намного реже — бывших продажников. И совсем редко — дизайнеров. Но каким бы ни был выбор, новички сталкиваются с рядом таких проблем, как отсутствие управленческого опыта у программиста или технологических навыков у продажника.
Представим себе ситуацию, когда успешного разработчика назначают руководителем проекта. Это для него — довольно серьезный стресс. Меняется буквально все — еще вчера он был с коллегами на равных, сидел с ними в баре после работы, и вдруг вместо того, чтобы строить с ними дружеские отношения, он должен ими управлять. Неопытный руководитель может наломать серьезных дров.
Правильное решение проблемы — готовить руководителя digital-проектов с нуля, проводить по всем этапам работы: тестирование, аналитика, аккаунтинг. И только в конце пути, когда начинающий специалист почувствует уверенность в своих силах, назначать его на должность руководителя digital-проектов.
Первый этап — работа тестировщиком
Подготовка будущего руководителя digital-проектов начинается с последовательного прохождения всех стадий работы. И первая стадия — это работа тестировщиком (QA).
Тестировщик — это человек, который отвечает за качество проекта, за выявление в нем ошибок и отправку этой информации программистам. Также он контролирует, чтобы ошибки были исправлены. На этапе работы тестировщиком будущий руководитель digital-проектов прокачает три важных умения: строгое следование регламентам, внимание к деталям и требовательность.
Требовательность для руководителя digital-проектов — крайне важный навык, и именно в работе тестировщиком он прокачивается лучше всего.
С результатом работы человека, который занимается тестированием, работают программисты. Здесь в любом случае будут какие-то конфликты: программисты будут ссылаться на сложность или невозможность реализации, говорить, что это не так было задумано, всячески игнорировать требования тестировщика. Если тестировщик грамотно работает и умеет отстаивать свою точку зрения, то первые необходимые навыки постепенно развиваются до необходимого уровня.
По итогам первого этапа подготовки специалист должен:
- Оценивать задачи.
- Считать время разработки.
- Участвовать в планингах.
- Делать оценку проектов.
Эти навыки нужны для того, чтобы в будущем легко готовить сметы для реализации проекта.
Второй этап — работа аналитиком
На втором этапе подготовки переводим будущего руководителя digital-проектов из специализации тестировщика в аналитики. Аналитик — это человек, который пишет технические задания, анализирует бизнес-требования заказчика и презентует свою работу самостоятельно или в паре с действующим руководителем проекта.
Аналитик часто рисует прототипы проектов, а с такими прототипами потом работает арт-директор или дизайнер. Так аналитик постепенно завоевывает авторитет, который ему понадобится в будущем, когда он сам получит право отдавать распоряжения.
Читайте также
• Управление рисками в digital: как это работает
• Интернет-маркетинг для новичков: с чего начать, чтобы не разориться
• Чем занимается веб-дизайнер на самом деле
По итогам второго этапа подготовки специалист должен:
- Формулировать требования в технических заданиях.
- Объяснять клиенту показатели статистики.
- Работать с Google Analytics.
Третий этап — работа аккаунт-менеджером
На третьем и последнем этапе переводим будущего руководителя digital-проектов из аналитиков в аккаунт-менеджеры. Аккаунт-менеджер — это специалист, который принимает на входе заявку от клиента, связывается с ним, выясняет все требования и после этого оформляет готовый контракт, который затем передает руководителю проекта.
Многие руководители проектов вышли из программистов, поэтому они зачастую категорически против того, чтобы заниматься продажами. Но дело в том, что даже если вы никому ничего не продаете, а просто отстаиваете свою позицию или доводите свое мнение до аудитории, то в этот момент вы занимаетесь ничем иным, как продажей.
По итогам третьего этапа подготовки специалист должен:
- Правильно презентовать свою работу.
- Понимать, как устроен цикл продаж.
- Работать с возражениями.
- Уметь вести переговоры.
Нигде, кроме позиции аккаунт-менеджера, эти навыки не получить. Но помимо профессиональных навыков, имеют вес и личностные качества человека. Их пять.
Пять качеств успешного руководителя digital-проектов
- Ответственность.
- Интеллект.
- Зрелость.
- Исполнительность.
- Требовательность.
При наличии этих пяти качеств человек может быть руководителем digital-проектов.
После прохождения трех этапов подготовки будущего руководителя ждет экзамен — работа в одном из проектов в рамках технической поддержки. И если там обошлось без серьезных провалов, специалист получает свой первый самостоятельный проект.
Дальнейшее развитие происходит с обязательными провалами и крутыми достижениями, впрочем, как и в жизни. И только от человека зависит, насколько успешным руководителем digital-проектов он станет.
У многих нет возможности пройти «испытание боем»: поработать в студии или агентстве и пройти все три стадии подготовки. Но вы всегда можете обратиться к курсу подготовки руководителей проектов — он поможет заложить прочное основание для вашей карьеры в digital.
Курс «Управление Digital-проектами»
Курс поможет вам оценить себя как менеджера: разобраться и понять, почему у вас что-то не получается. Определить, какие навыки и знания нужно подтянуть. И сделать это, выполняя практические задания.
Программа курса