Харизматичный, целеустремленный, обаятельный и при этом умеющий настоять на своем – таким запомнили друзья Юрия Гусева, советского актера, который за свою недолгую карьеру успел сняться более чем в ста фильмах.
В силу характерного типажа ему чаще всего доставались роли военных либо суровых рабочих. Но были и исключения – в картине «Мы из джаза» он блестяще исполнил мафиози и привнес в работу своеобразный нэпмановский колорит.
Родился Юрий Гусев в Москве, в 1936 году. Его отец был кадровым военным и не вернулся с фронта. Сына воспитывала мать, которая мечтала дать ему рабочую профессию, уважаемую и хорошо оплачиваемую.
Поэтому после окончания восьмилетки молодой человек поступил в судостроительный техникум, отслужил армию и устроился механиком на один из московских заводов.
Внешность у Гусева была довольно запоминающейся, поэтому случайные знакомые часто интересовались, не могли ли они видеть его в кино. О кинематографе часто задумывался и сам будущий актер, и в 1961 году решил поступать в училище имени Щепкина.
Путь в актерскую профессию
Он легко прошел конкурсный отбор, но решил остаться на заочном отделении, чтобы иметь возможность зарабатывать себе на жизнь и помогать матери.
Практически сразу же начал сниматься в кино, получая эпизодические роли, поэтому распределение в театр Моссовета после окончания учебы воспринял без особого энтузиазма.
Театральная карьера Юрия Гусева не задалась с самого начала, поэтому он добросовестно отработал три года и решил полностью посвятить свою жизнь кинематографу.
Нужно сказать, что это ему действительно удалось, роли в фильмах «Вечный зов», «Хождение по мукам», «Экипаж», «Долгая дорога в дюнах» принесли актеру широкую известность.
Даже переломный период в советском кинематографе, когда в середине 80-х госфинансирование было сведено на нет, не отразился на карьере Юрия Гусева, который по-прежнему был востребован.
Он умел хорошо ладить с людьми и не конфликтовал на съемочной площадке, но при этом всегда добивался того, чего хотел. Поэтому многие режиссеры его побаивались.
Но если речь шла о серьезной работе, то все знали – Гусев справится блестяще, так как он пунктуален и готов снимать дубль за дублем до тех пор, пока не удовлетворится результатом.
Личная жизнь
Он был любимцем женщин, но так и не женился. Роман с диктором радиовещания Мариной Кузнецовой подарил актеру дочь, которая пошла по стопам отца и выбрала аналогичную профессию.
Но с матерью своего ребенка узаконивать отношения Гусев не торопился, повторяя, что в его жизни есть лишь одна женщина – любимая мама.
Она во всем поддерживала сына, но мечтала, чтобы у него была полноценная семья. Юрий Гусев отшучивался, утверждая, что торопиться ему некуда. Главное – успеть поработать над новыми интересными картинами, роли в которых становились все более контрастными и сложными с точки зрения актерского мастерства.
Последние годы
Казалось бы, у этого баловня судьбы блестящее будущее. Актер был уже в том возрасте, когда на смену ветреным героям приходят зрелые мужчины, умудренные жизненным опытом.
Это амплуа и осваивал Юрий Гусев, который разменял шестой десяток и порядком устал от шаблонных образов. Именно такой персонаж, многогранный и далеко не самый простой с психологической точки зрения, достался актеру на съемках фильма «Глухомань». К сожалению, эта работа так и не была завершена, она стала для Юрия Гусева последней.
Во время работы над фильмом, съемки которого проходили в Ташкенте, 19 января 1991 года актер получил серьезную травму и ушел из жизни еще до того, как ему смогли оказать квалифицированную медицинскую помощь.
Для друзей, близких людей и просто любителей кино его внезапный уход стал полной неожиданностью, никто не мог предположить что Юрия Гусева не станет в 54 года - в самом расцвете сил и творческой карьеры.