В самый первый раз большинство известных русских былин были записаны именитыми отечественными учёными XIX столетия П. Н. Рыбниковым (200 былин) и А. Ф. Гильфердингом (318 былин). Все время до этого предания передавались устно - от деда к внуку, и, в зависимости от рассказчика - с самыми разнообразными уточнениями и деталями.
Сегодня хотелось бы рассказать о самых могучих богатырях "младшей группы". Эти воины имеют вполне человеческий образ, по сравнению с представителями "старшей группы" и обладают выдающейся, но уже не божественной, не стихийной силой, и практически все живут в эпоху правления князя Владимира (980-1015 гг.)
Представляем вам топ-3 былинного пантеона.
Первое место: Святогор. Богатырь-Гора
Могучий великан, Старший богатырь ростом с добрую гору, которого не держит даже мать-земля. Он лежит на горе и бездействует. В былинах повествуется о его конфликте с тягой земной и гибели в волшебной могиле.
В Святогоре читаются многие черты библейского силача Самсона. Довольно трудно определить точное происхождение Святогора. В народных сказаниях древний воин отдает всю свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.
Второе место: Микула Селянинович. Богатырь-Плуг
Упоминания о Микуле можно встретить в двух легендах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула побеждает не силой, но своей выносливостью. Этот богатырь – первый представитель земледельческого строя, могучий пахарь. Его невероятная мощь, сопоставимая с силой Святогора, намекает нам на то, что образ Микулы сложился под влиянием преданий о сказочных существах, бывших, видимо, олицетворением земли либо божества - покровителя всех крестьян.
Тем не менее, сам Микула Селянинович уже не является одним целым со стихией земли. Он - воплощение оседлого земледельческого быта, который он защищает при помощи своей огромной силы.
Третье место: Илья Муромец. Русский паладин
Первый щит земли русской. Богатырь, который имеет все основные черты реальной исторической фигуры. Илья проводит большую часть своей жизни на печи (тридцать лет); приобретает силу от древнего Святогора, выполняет первую крестьянскую работу, уходит в Киев, попутно пленяет Соловья Разбойника, изгоняет из Чернигова татарские полчища. А далее – Киев и множество героических подвигов.
Богатырь олицетворяет собой все воинские добродетели того времени: спокойный нрав, верность обещанию, непоколебимость, простота, бессеребренность, воинская честь, отеческая заботливость, скромность, сдержанность и благодушие. С течением времени религиозная составляющая начала доминировать в его характере, таким образом что, наконец, он стал духовным наставником.
После весьма успешной карьеры военного и, судя по всему, вследствие ранения Илья отправляется в Феодосиев монастырь, где становится иноком (сегодня Киево-Печерская лавра). Стоит заметить, что это довольно распространенное явление для православного воителя — сменить железный меч на духовный и вести неравный бой уже не за земные блага, а за небесные.
Исследование мощей преподобного Илии показало, что для своей эпохи он в самом деле имел весьма внушительные размеры и был на голову выше среднестатистического человека. Также было установлены свидетельства яркой воинской биографии — кроме страшной раны на левой руке имеется аналогичное повреждение в левой проекции груди. Можно предположить, что богатырь пытался отразить атаку врага рукой, и она была пригвождена к его сердцу ударом острого копья.