Наверное, уже совсем немного времени осталось до ввода в армию капелланов. Об этом уже давно говорят, к этому готовятся.
В "Российской Газете" аж две статьи на эту тему . Позволю совсем кратенько процитировать:
Как известно, в штатном расписании российских Вооруженных сил скоро появится новая должность - военный священник, он же капеллан. А также, если потребуется, паству будут окормлять военные священнослужители иных конфессий - муллы, раввины… В обществе на этот счет дискуссии шли давно, и в итоге идею отправить в казармы не обычных епархиальных священников, которые несут туда Слово Божье сейчас, а специально подготовленных капелланов, поддержал Дмитрий Медведев. С ним согласились и представители общественности.
Изучение религиозной обстановки в войсках показывает, что более 70 процентов военнослужащих считают себя верующими. Из них около 80 процентов верующих относят себя к православным христианам, около 13 процентов - к мусульманам, около 3 процентов - к буддистам и еще 4 процента - к приверженцам иных верований, в том числе нетрадиционных. (прям как нетрадиционной ориентацией обозвали, право - прим. админ.)
Не поймите меня превратно - я сам верующий, и духовное воспитание только приветствую. Однако у меня есть несколько вопросов:
1) если 30% считает себя неверующими, то как быть с ними? Вместо посещения церковных служб предоставить им свободное время, отослать в наряд или как стадо загонять вместе с остальными?
2) 20% (мусульмане, буддисты, протестанты) имеют свои особенности в проведении молитв, служений и подобного. Им будут выделяться отдельные помещения? Как со временем обрядов? Понятно, что большинству православных достаточно яйцами на Пасху поцокаться, тут особых заморочек нет - но как быть с мусульманами? Им положено молиться несколько раз в день. Протестанты совершают служения в разные дни - кто-то в воскресенье, кто-то в субботу. О буддистах мало знаю, но наверняка там тоже своеобразно все. Как быть? "Каждому по потребностям" - это не армия, а анархия будет.
3) что будет доминировать - духовность или дисциплина? К примеру, мне в караул или в наряд, и я пропущу богослужение. Что будет важнее для человека? "Служить Богу или людям"? Или все станет настолько хорошо, что для каждого график индивидуальный будет?
4) вот фотография в начале записи тоже много вопросов рождает. Хорошо, если я православный - в морду брызнули, крест поцеловал и благодать! А если я мусульманин? Буддист? "Нетрадиционно верующий" (блин, ну называйте вещи своими именами, католики и протестанты тоже христиане!)? Как быть тогда? Целовать у православного батюшки крест мне вера и убеждения не позволят, в морду мне тоже брызгать не надо... Так для кого это все? Действительно будем заботиться о духовных нуждах каждого солдата или всех под одну гребенку по принципу - "кого больше, тем и пусть хорошо будет"?
5) в любом духовном течении есть свои фанатики. Учитывая, что РПЦ и так нетерпима к неправославным, что будет, если подобный фанатик-батюшка "заведет" своими проповедями подопечных? Всех своих сослуживцев, не имеющих отношения к православию, солдатики с такой подачи порвут на куски?
6) и самое главное - как вообще это будет сочетаться с заповедью "Не убий"? Я все понимаю, армия нужна для защиты и безопасности страны. Понимаю, что исторически в армии были священники. Посему и вопрос этот - будет ли священник благословлять перед боем на убийство или в его обязанности будет входить попечение над ранеными-убитыми?
Короче, вопросов много, хотя у нас все как обычно - сделаем, а там как фишка ляжет. Ясное дело, православных священников в армию пустят. Мусульманам наверняка тоже дадут реальную возможность встреч с муллой. Насчет всех остальных - сильно сомневаюсь.
П.С. Кстати, протестантов в России вдвое больше буддистов. Тем не менее, официально их принято называть "сектами" или вот как РГ - "нетрадиционно верующими".