Найти тему
Writer's block

Нация убийц - лицемерие и ультранасилие

Оригинал текста писался для telegram-канала Writer's Block. Тексты для него выкладываются на сайте.

В последнее время я стал смотреть гораздо больше фильмов, вылезая при этом из зоны комфорта блокбастеров, хотя бы ненадолго. Не всегда это приводит к хорошему опыту, но чаще мне фильмы всё же нравятся, чем нет. И благодаря тому, что я сходил на "Оверлорд", я увидел трейлер фильма "Нация убийц" - фильма, который пролетел под моим радаром. Трейлер мне очень понравился, в основном благодаря хорошему монтажу, музыке, и поднимаемым актуальным темам. Фильм даёт именно то, что и показано в ролике, к добру или к худу. Поэтому всё, что вам нужно знать о том, понравится вам фильм или нет, можно понять, посмотрев его. Зачем же я пишу этот текст? Просто потому, что лучший способ понять, что же ты посмотрел - это обсуждение. А так как ходил в кино я один, обсуждать я это буду с самим собой. А когда ты разговариваешь с самим собой в интернете, это почему-то называется не сумашествием, а блоггингом.

Сначала о том, с чем у фильма нет никаких проблем - о технической стороне. К съёмке, музыке и монтажу у меня нет практически никаких претензий, хоть, будем честными, в этом я ни черта и не понимаю, профильное образование не получал. Но чисто эстетическое удовольствие от просмотра я получил. Камера в нужные моменты фиксирует довольно интересные кадры, композитор включает внутреннего Мика Гордона, да и в остальные моменты звук хорошо работает на атмосферу. Также в фильме присутствует хоть и редкий, но достаточно смешной юмор. Не уверен, задумывались ли некоторые моменты как шутки, правда, но тем не менее. Также очков фильму добавляет внимание к деталям относительно того, какие использованы сайты/приложения. Никаких выдуманных, даже 4chan почти засветился - правда, только в виде адреса, видимо, контент сайта показался слишком шокирующим даже для авторов этого фильма, который довольно большой упор делает на шокировании зрителя. К сожалению, таким же вниманием к деталям в отношении того, что касается оружия, он похвастаться не может - разбирающиеся в оружии и те, кто думают, что разбираются, типа меня, словят не один фейспалм, так как перезарядка нужна только плохим парням, а отдачи не существует. Если в этом и был какой-то посыл, я его не уловил.

Не до конца я также уловил, зачем фильму 4 главных героини. Повествовательное одеяло перетягивает на себя в основном Лили, причём настолько сильно, что я до самого конца фильма периодически путал её с Сарой. Внешняя схожесть и то, что Сара, на моей памяти, не делает и не говорит практически ничего интересного, никак не помогает. Эм раскрыта чуть больше, но всё ещё недостаточно. Поэтому внимание достаётся в основном Лили, и изредка - Бекс. В общем, я считаю, что фильм недостаточно хорошо справился с количеством главных персонажей, зато неплохо раскрыл второстепенных. Про, так сказать, главного злодея я говорить ничего не буду, потому что спойлеры, да и на самом деле самым главным злодеем показана толпа. Не зря же город, в котором происходит действие, называется Салем. А вот отдельные персонажи типа директора школы и... Чёрт, всё-таки я немного соврал про хорошо показанных второстепенных персонажей. Самый интересный из них - директор, но он, к сожалению, исчезает из фильма где-то во втором акте и так и не появляется до самого конца. Про остальных же особо нечего сказать, все они, кроме, пожалуй, матери Сары, являются не персонажами, а сюжетными функциями.

Музыкальный номер в титрах заставил меня досмотреть его, хотя никакого сюжетного смысла он, в общем-то не имеет. Как и этот кадр для текста, на самом деле - просто перерыв в чтении. (Кстати, фильм периодически мягко стучится в четвёртую стену - что для меня чаще плюс, чем минус)
Музыкальный номер в титрах заставил меня досмотреть его, хотя никакого сюжетного смысла он, в общем-то не имеет. Как и этот кадр для текста, на самом деле - просто перерыв в чтении. (Кстати, фильм периодически мягко стучится в четвёртую стену - что для меня чаще плюс, чем минус)

О чём же, собственно фильм? Он о проблемах современного общества, в основном американского, хотя частично эти проблемы переносятся и на наше. В комментариях на Reddit (кстати, появляющемся в фильме) я как-то прочитал интересную мысль, о разнице культур. О том, что есть так называемые персиковые культуры, например, США, жители которых внешне очень дружелюбны и открыты, а самое личное и тёмное прячут в самой глубине, до которой многие их знакомые даже не стараются докапываться, потому что и сами такие, и жить так намного проще. И есть кокосовые культуры, в комментарии в пример была приведена Россия. Это неприветливые снаружи люди - хмурость русских стала стереотипом довольно давно, но если они впустят тебя в свой круг доверия, то раскрывают практически всё. Сомневаюсь, что в реальности всё так просто, разумеется, есть и пересечения, и исключения, но в целом мысль мне показалась здравой. И фильм "Нация убийц", на мой взгляд, является критикой этой самой "персиковой культуры". Верхний слой прямо называют лицемерием, и это и является главным поводом для конфликта в фильме, который, разумеется, является гипертрофированной метафорой конфликта в обществе.

Но фильм не предлагает решения проблемы - он только указывает на её существование. И наверное, это нормально. Раз уж мы в реальности не можем найти решение, чего требовать от фильма? Но наверняка не всем зрителям это понравится. Но я считаю, что лучше уж так, чем как в, простите, "Стреле", где в одном филлерном эпизоде за кадром нашли магическое решение проблемы контроля оружия - всё ещё довольно острой проблемы в США, которая, кстати, в фильме тоже отражена, хоть и неявно - которое удовлетворило все, стороны конфликта, и я всё ещё считаю это самым невероятным сюжетным ходом во вселенной, где есть путешественники во времени, бессмертные люди и бегающий со скоростью сюжета Флэш. В общем, если вы хотите посмотреть на проблемы общества в красивой обёртке, то "Нация убийц" - это не худшая иллюстрация. Да, у фильма есть шероховатости, но так ведь даже интереснее иногда. Он вызвал у меня эмоциональный отклик, которого не вызовут и десять "Под Сильвер-Лейк" (да, у меня всё ещё немного пригорает от этого фильма), и это главное.