Найти тему
Анна Строкина

Графологический анализ - для чего нужна психодиагностика почерка?

Читаю Нэнси Мак-Уильямс: "даже самый классический аналитик будет более осторожен в соблюдении границ при работе с истеричным пациентом, более внимательным к эмоциям в работе с обсессивным пациентом, более терпимым к молчанию с шизоидным клиентом. Усилия терапевта, направленные на поддержание эмпатийного отношения, не гарантируют, что конкретный клиент воспримет их как таковые, - чтобы знать, как помочь человеку почувствовать себя понятым и принятым, необходимо сделать некоторые умозаключения о его индивидуальной психологии".

Читаю и думаю - как ценно для меня и для клиента мое владение графоанализом. Ещё не зная полноты истории данного человека, я знакомлюсь с ним через почерк. Передо мной психологический портрет гораздо более объективный, чем все мини-выводы от первичной беседы. Я примерно понимаю его степень готовности раскрыться и лучше вижу - почему и что он защищает изо всех сил, законно не подпуская меня ближе.

Также, у меня есть возможность заранее оценить свои силы и знания для того, чтобы продолжать работу в психологическом консультировании. Признаюсь, я так поглощена чтением, изучением, до-обучением в области психологии, так стремлюсь познать всё, но чем больше углубляюсь, тем четче понимаю, что абсолютно универсальным психологом быть невозможно. Нужно стараться, но помнить, что эта планка из области недостижимого идеала. А на сегодня есть спектр вопросов, в которых я себя чувствую наиболее уверенно и, соответственно, готова сотрудничать.

Но не все так зависит от знаний и навыков. Есть ещё мой личностный порог - то, что я узнала пройдя точно такую же графологическую консультацию у своего учителя, то, на что натыкаюсь в работе со своим психотерапевтом. В этом смысле я могу рекомендовать этот метод любому специалисту-психологу. Диагностика по почерку помогает быть правдивее наедине с собой, а эта честность - залог доверительных отношений с тем, кто пришел в наш кабинет открывать свою душу. Прикасаясь к анализу, я вижу:
сколько хватит моего расширения для того, чтобы быть к этим конкретным человеком в опоре,
могу ли я чем-то с ним поделиться,
на одной ли мы волне или его душевная организация сильно другая и мы потратим много драгоценного времени на сглаживание языкового барьера, и т.д.

Мечты, потенциал - это отдельная, приятная, звонкая тема. С помощью диагностики почерка я знаю о чем мечтает личность. Речь, конечно, не о конкретных предметах! Здесь о том, каким он мечтает позволить себе быть. Интеллектуал может не разрешать себе свободу мысли, творческий - запирает в рамки и копирование, интроверт вытаскивает себя в контакты, эмотивный - послушно "учительствует", приводя логичные доводы каждому чувству. Как же радостно видеть, что ты, консультируя попадаешь в самое желанное и сладостное переживание человека - я такой, я имею право быть таким, я ценен и мне больше не надо зажиматься, пытаясь урвать кусочек чего-то заветного и опасаясь - когда меня поймают за руку за то, что осмелился выйти из привычной роли?
Да, это только начало пути, часто вначале нужно наработать смелость, чтобы обнажить свое уникальное призвание, однако роль вдохновения в этом вопросе переоценить сложно.

Я не берусь утверждать, что графология это единственный ценный метод психодиагностики. Лично мне нравится сочетать различные методики. Я уверена - знание различных инструментов анализа только обогащает работу графолога. Почерк, как и рисунки, как и проективные сказки и другие материалы, для которых необходимо подключать аналитику слишком тонки, многослойны, часто сильно зашифрованы, чтобы самоуверенно вломиться в авторский образец и с ходу описать сложную структуру по имени Человек. Но я не буду скрывать, что вижу в этом методе огромный потенциал развития и исследования, как внутри науки, так и индивидуально для моей работы, как психолога.