Рассказывая о фестивале современной фотографии Присутствие, который проводит в Петербурге ФотоДепартамент, а также представляя обзор молодой ярмарки фотографии в Париже Approache мы упоминали французского художника Давида Де Бейтера (David De Beyter). Сегодня мы хотим подробнее рассмотреть его долгоиграющий и многосоставной проект Big Bangers.
Фотограф Дэвид Де Бейтер родился и вырос на севере Франции. В этой индустриальной области, а также в Бельгии и Великобритании, популярна практика уничтожения старых автомобилей, которой занимается сообщество любителей, известных как «Большие Бэнгеры».
В течение трех лет художник путешествовал с ними по северной Европе, наблюдал за образом жизни любителей разбивать автомобили, и создал сложный мультимедийный проект об этой уникальной субкультуре. В 2017 году работа Big Bangers вошла в список финалистов яркой премии в области современной фотографии FOAM Talant.
Итоговая инсталляция, которую автор показывал в галерее, на фестивалях или ярмарках, в разное время включала фотографии и видеозаписи с мест срежиссированных автоаварий, фрагменты обгоревших, искореженных деталей машин, фотографии и видео. Как звук видео, в залах всегда присутствовало звуковое сопровождение - реальные шумы с места крушений: скрежет металла, треск огня, грохот взрывов и крики людей.
В одном из интервью Дэвид Де Бейтер определяет практику «Больших Бангеров» в целом как ускоренный процесс разрушения объекта, а именно - старого, часто уже побывавшего в аварии автомобиля. Разрушители находят свои трофеи на гоночных трассах, автостоянках или на фермерских полях. Фотограф уточняет, что само действие кратковременно и не предполагает сохранения результата. Важным оказывается прежде всего зрелище, процесс мгновенного разрушения.
В сообществе нет эстетических ориентиров, но их видит художник. Термин «автоскульптура» употребляется участниками крайне редко и не в художественном смысле, а только как шутка. Так называют наиболее впечатляющие груды получившегося после “эксперимента" металлолома.
Отсутствует в действии любителей "ударов" и политическое заявление или протест против системы, как в панк-культуре.
Так можно сказать, что деятельность бэнгеров сводится к разрушению исключительно ради удовольствия. Их девиз: “Not for a trophy but a good crach”, что можно перевести, как “Не ради выгоды - ради крутого взрыва”.
По словам Де Бейтера, именно это больше всего привлекло его в данных любительских, но наполненных одержимостью и желанием, действиях: дихотомия между отсутствием очевидного смысла у жеста разрушения и его мощным символическим измерением.
На ум приходит аналогия с философией деконструкции французского философа Жака Деррида, который мыслил ее как механический разбор целого на составные части и анализ их происхождения.
Только Деррида говорил не о физическом объекте, а о тексте, о выявлении противоречий между логикой и риторикой, между смыслом текста и тем, что его вынуждает означать язык.
Деконструкция в таком понимании - своеобразная игра текста против смысла и выяснение степени самостоятельности языка по отношению к смысловому наполнению. Главным в этом действии, как и у бэнгеров, также является не получение итоговой картины, а процесс: разбивание вязкой толщи языка-посредника, в которой барахтается человек.
Бэнгеры уничтожают автомобили бесцельно, но в результате их акта объект извлекается из привычного контекста использования, и в действии рождается новое смысловое поле, однозначное определение которого затруднено в привычной системе культурных кодов.
Груда искореженного после крушения металла не представляет собой привычной практической или культурной ценности. Но действия для его достижения организуют деятельность группы людей, вовлекают все новых членов в процесс “высвобождения хаоса” и зримым образом меняют ландшафт, наполняя его “автоскульптурами”.
В итоге Де Бейтер приходит к тому, что именно ландшафт, как место взаимодействия машины и человека, становится главным предметом его исследования.
С помощью художественной реконструкции практики уничтожения автомобилей он создает ситуацию, близкую к реальной, с места аварий.
Объекты в его проекте выступают в роли артефактов, живых свидетельств деятельности бэнгеров. Сочетание разных носителей: фотографий, видео, фэнзинов и, по словам зрителей, в особенности, резкого, неприятного звука, который выводит из состояния комфорта, — создает эффект присутствия.
Таким образом автору удается преодолеть “молчаливость” документальной фотографии, “вынуть пейзаж из рамки" и перенести его в пространство галереи, сделав максимально ощутимым для зрителя место, которое сосредотачивает в себе встречу и перетекание сил машины, человека, свободы, аффекта события.
Текст: Мария Кокунова
Редактор: Надя Шереметова
Если вам понравился материал, поставьте ему "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте. Или задайте любой вопрос в комментариях.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.