Найти тему
Русский мир.ru

Вдохновленные Россией

Надписи на одежде на кириллице бьют рекорды популярности у мирового fashion-сообщества

Первый "русский след" в мировой моде появился в начале ХХ века — сказалось влияние Русских сезонов Сергея Дягилева и роскошных костюмов великого кутюрье Поля Пуаре. Авангардное искусство конструктивистов и супрематистов 20-х годов продолжает будоражить умы западных дизайнеров по сей день. Русские народные костюмы и сказки — источник идей для современных модельеров. "Наше все" — балет и литература — продолжает вдохновлять их на новые коллекции. И даже российские политические лидеры не остаются незамеченными. А в последнее время надписи на одежде на кириллице бьют рекорды популярности у мирового fashion-сообщества.

Текст: Татьяна Нагорских

"...Я до сих пор помню Москву с ее иконами, Кремлем, колокольнями, храмом Василия Блаженного, извозчиками, грандиозными осетрами, икрой на льду, с изумительной коллекцией новой живописи г-на Щукина и вечерами у "Яра"...". Так вспоминал Россию в своих мемуарах "Одевая эпоху" "король моды" Поль Пуаре. В Москву он прибыл в 1911 году по приглашению гения портновского искусства, поставщицы двора Ее Императорского Величества Надежды Петровны Ламановой (см.: "Русский мир.ru" № 5 за 2017 год, статья "Королева иглы и нитки". — Прим. ред.), с которой познакомился и подружился ранее в Париже. Именно в ее доме Пуаре прочитает лекцию о современном дамском платье и устроит демонстрацию моделей для московской публики. Именно она познакомит его с кустарными изделиями самобытного русского творчества — сарафанами, рубахами, повойниками и кокошниками, шалями и платками, вышитыми рушниками и скатертями. Очарованный ими знаменитый парижский модельер создаст первую в мире коллекцию, вдохновленную Россией, которую назовет "Казань". Русское влияние будет прослеживаться и в отдельных моделях мастера: вечернее платье "Самовар", несколько шапочек в славянском стиле для его музы и жены Денизы Пуаре — из ярких лент или с широкой косой по краю, накидки с меховой оторочкой, цветастые шали, вышитая обувь а-ля рюс и, конечно, платья, похожие на русские рубахи с вышивкой, крой которых замечательным образом соотносился с идеей простоты и удобства в одежде, провозглашаемой Пуаре в начале второго десятилетия XX века.

Ив Сен-Лоран, Лулу де ла Фалез, Вилли Ван Рой. 1970-е годы
Ив Сен-Лоран, Лулу де ла Фалез, Вилли Ван Рой. 1970-е годы

Правда, знакомство французского модельера с культурой России состоялось на несколько лет раньше — после Русских сезонов Сергея Дягилева, а поездка в Москву и Санкт-Петербург стала лишь ярким завершающим аккордом.

Начало положила привезенная Дягилевым в Париж на Осенний салон 1906 года выставка русского изобразительного искусства, где были обласканы вниманием критиков и публики Врубель и Серов, Бенуа и Сомов, Коровин и Малявин, Рерих и Бакст. В предисловии к альбому-каталогу выставки Дягилев писал: "...Это верный образ художественной России наших дней с ее искренним порывом, с ее почтительным восхищением перед прошлым и с ее пламенной верой в будущее". В следующем году Сергей Павлович организует "Исторические русские концерты" и знакомит западную публику с музыкальными сокровищами России: отрывками из "Руслана и Людмилы" Глинки, "Садко" и "Снегурочки" Римского-Корсакова, "Чародейки" Чайковского. И снова парижская публика в восторге.

Вечернее платье "Самовар". Поль Пуаре. 1919–1920 годы. Каталог выставки "Пуаре — король моды". 2012 год
Вечернее платье "Самовар". Поль Пуаре. 1919–1920 годы. Каталог выставки "Пуаре — король моды". 2012 год

А весной 1908 года сердца парижан покоряет опера "Борис Годунов" Мусоргского с Федором Шаляпиным в заглавной роли и невероятными костюмами в русском стиле по эскизам Ивана Билибина. К этой постановке Дягилев долго готовился: ему хотелось представить Парижу подлинную Русь конца XVI — начала XVII века, и ради этого он изъездил российские деревни, собирая настоящие русские сарафаны, старинный бисер и вышивки...

Летнее платье от Поля Пуаре с использованием бордюра скатерти, привезенной им из России в 1911 году. Каталог выставки "Пуаре — король моды". 2012 год
Летнее платье от Поля Пуаре с использованием бордюра скатерти, привезенной им из России в 1911 году. Каталог выставки "Пуаре — король моды". 2012 год

Нельзя не вспомнить и центральное событие сезона 1910 года — балет на русскую тему "Жар-птица", в котором использовались фольклорные образы. Декорации Александра Головина — волшебный сад с дворцом на заднем плане, выступающим из кущи деревьев, — казались прекрасными как сон, они уносили зрителя в чудесный мир сказки. Костюмы по эскизам Леона Бакста и Александра Головина были великолепны: отделанные мехом кафтаны, украшенные золотом и драгоценными камнями сарафаны и кокошники, расшитые высокие сапоги. И хотя в истории моды принято говорить прежде всего о влиянии на творчество Поля Пуаре таких постановок Русских сезонов, как балеты "Клеопатра" и "Шехеразада" с их неповторимой восточной экзотикой и феерией ярких контрастных цветов, — постановки в русской стилистике оказали не меньшее влияние на моду того времени. Парижские модельеры вдохновлялись необычным и завораживающим русским колоритом. Впоследствии в моделях Поля Пуаре и других французских творцов — Пакен, Шанель, Ланвен — будут замечены русские мотивы: яркие шали, вышитая обувь, отделка мехом, стилизованные кокошники, платья-рубашки с вышивкой, обилие тканей, расшитых золотом для вечерних туалетов.

Модель из коллекции "Русские балеты и оперы" Ива Сен-Лорана. 1976 год
Модель из коллекции "Русские балеты и оперы" Ива Сен-Лорана. 1976 год

ЛОРАН, ДИОР, ГАЛЬЯНО

Спустя почти семьдесят лет русские балеты и оперы вдохновят нового гения моды. Свою коллекцию 1976 года большой поклонник творчества Бакста, друг Лили Брик и Майи Плисецкой Ив Сен-Лоран назовет Opéras-Ballets Russes (кстати, даже своему любимому бульдогу он дал кличку Moujik. — Прим. авт.). Русское искусство, крестьянские и боярские костюмы, элементы одежды казаков, придворная роскошь, вышивки золотой и серебряной нитью, бакстовские сочетания цветов смешаются в едином художественном вихре. "Русская коллекция" вернула на подиумы исконно русское величие и роскошь", — писала тогда The Observer. "Это революционная коллекция, которая полностью меняет направление в мировой моде!" — утверждала The New York Times. Сам же виновник "революции" резюмировал: "Возможно, не лучшая, но определенно самая красивая из моих коллекций". Хотя коллекция больше похожа на проекцию общего впечатления западного художника о России: пышная, яркая, разноцветная, богато украшенная. Но она остается одной из самых запоминающихся в моде работ, вдохновленных русской культурой. В память о том, что Ив Сен-Лоран всегда любил Россию, в 2009 году партнер и наследник империи YSL Пьер Берже организовал в Париже большую выставку традиционного русского костюма.

Вечерняя шапочка в славянском стиле. Поль Пуаре. Около 1910 года. Каталог выставки "Пуаре — король моды". 2012 год
Вечерняя шапочка в славянском стиле. Поль Пуаре. Около 1910 года. Каталог выставки "Пуаре — король моды". 2012 год

К теме дягилевского "Русского балета", эскизов Бакста и их интерпретации в работах Поля Пуаре обратился в 1998 году Джон Гальяно (дом моды Dior), создав одну из красивейших коллекций. А в 2001 году после десятидневного путешествия по России Гальяно создал коллекцию для дома Dior, в которой соединил разные грани русской культуры. С одной стороны, большое впечатление на него произвели картины Малевича, Врубеля, Архипова, а с другой — вдохновили традиционные костюмы народов Сибири и Дальнего Востока. В итоге коллекция получилась крайне эклектичной: в ней смешались балет — модели даже становились на пуанты, — супрематические экзерсисы, богато вышитые "шаманские" шубы в сочетании с сапогами из оленьих шкур и комплекты-"матрешки" с цветастыми юбками в духе народных понёв. Обратившись к русской теме, Гальяно в каком-то смысле продолжил историю любви основателя дома, Кристиана Диора, к России. В детстве Кристиан зачитывался романом "Михаил Строгов" Жюля Верна, с яркими запоминающимися образами сильных духом людей и дикой сибирской природы. Позднее Диор грезит о величественной царской России. Влюбляется в балетные постановки Дягилева, слушает Прокофьева, Стравинского, Скрябина. В 1931 году, еще не занимаясь созданием модных коллекций, владелец картинной галереи Кристиан Диор посещает Советский Союз. Его восхищает русский авангард Александра Родченко и Эль Лисицкого. Но впечатления от поездки не совпадут с представлениями Диора о стране социализма. Тем не менее свои мечты о далекой, но прекрасной России он воплотит в таких моделях, как "Князь Игорь", "Икра", "Душка", "Мусоргский", "Чайковский".

Эскиз к коллекции "Русские балеты и оперы". Ив Сен-Лоран. 1976 год. Из книги "Мода. XX век. Развитие модных форм костюма". 2006 год
Эскиз к коллекции "Русские балеты и оперы". Ив Сен-Лоран. 1976 год. Из книги "Мода. XX век. Развитие модных форм костюма". 2006 год

РУССКИЙ БУМ

В 2008 году сразу два известных французских бренда — Chanel и Kenzo — вывели на главный мировой подиум коллекции а-ля рюс. "Париж — Москва" — так называлась коллекция Карла Лагерфельда (арт-директор дома Chanel), в которой он вспоминает о любви к России Великой Мадемуазель. Габриэль Шанель всегда восхищалась русской культурой, знакомство с которой состоялось благодаря тесной дружбе с великим князем Дмитрием Павловичем. Российский парфюмер Эрнест Бо создает для нее духи "Шанель № 5″, покорившие весь мир; русские портнихи, вышивальщицы и манекенщицы работают на Шанель; она сотрудничает с Дягилевым, создавая трикотажные костюмы для балета "Голубой экспресс". В так называемый русский период Шанель придумывает платья-рубашки, пальто с мехом, похожие на русские шубки, использует в моделях много вышивки, зачастую со славянским орнаментом. Эдмонда Шарль Ру в своей книге "Время Шанель" признает: "В те годы Шанель создала на основе "рубашки" — длинной свободной блузы с поясом, какую носят русские крестьяне, — модель, которая превратилась в униформу парижанок. Русское влияние здесь совершенно очевидно". Карл Лагерфельд же в 2008 году показал талантливый гротеск, причудливый микс русского фольклора, имперского шика, конструктивизма и советской символики. Покорили сердца модной публики сумочки в виде матрешек, а в показе принимали участие модели в основном из России.

Казимир Малевич. Женщина с граблями. Около 1931–1932 годов. Государственная Третьяковская галерея. Источник вдохновения для модели Джона Гальяно из коллекции 2002 года для дома моды Dior. Каталог выставки "Диор: под знаком искусства". 2011 год
Казимир Малевич. Женщина с граблями. Около 1931–1932 годов. Государственная Третьяковская галерея. Источник вдохновения для модели Джона Гальяно из коллекции 2002 года для дома моды Dior. Каталог выставки "Диор: под знаком искусства". 2011 год

На дефиле дома Kenzo тоже красовались матрешки, но на стульях для гостей. Дизайнера Антонио Марраса вдохновила русская литература: в коллекции переплелись аллюзии на тему "Доктора Живаго" и эпохи революции: пальто-шинели, жакеты и брюки, напоминающие военную форму, и народные русские мотивы — стеганые лоскутные пальто, оторочка мехом, цветочные узоры и ручная вязка, шали, стилизованные под павловопосадские платки. С легкой руки итальянского дизайнера, работающего в японском доме моды, в 2008 году павловопосадские платки стали модным аксессуаром во всем мире.

Кимоно "Русский балет" из коллекции Джона Гальяно 1998 года для дома моды Dior. Каталог выставки "Диор: под знаком искусства". 2011 год
Кимоно "Русский балет" из коллекции Джона Гальяно 1998 года для дома моды Dior. Каталог выставки "Диор: под знаком искусства". 2011 год

Русская матрешка, пожалуй, самый узнаваемый символ русской культуры и точно самый копируемый образ для дизайнеров. Придумал ее в конце XIX века русский художник Сергей Малютин. По одной из версий, он вдохновился японской игрушкой Дарума, которую привезла с острова Хонсю жена Саввы Мамонтова. Деревянная кукла в расписном сарафане и цветастом платке получила название "Матрешка": в основе названия — слово "матерь", ведь вложенные от мала до велика одна в другую куколки олицетворяют идею материнства, со временем кукла завоевала любовь во всем мире.

Образ матрешки вдохновил в 1965 году Ива Сен-Лорана на создание вязаного свадебного платья, по форме напоминающего русскую игрушку. Однако посыл дизайнера был несколько иным: его свадебная матрешка своего рода кокон, в который попадает свободная женщина после замужества.

В 2008 году Карл Лагерфельд выпускает на подиум моделей с сумочками в виде матрешек, ставших must-have для модниц — до сих пор они объект желания и даже коллекционирования. В том же году самые известные дизайнеры и дома моды Европы, Америки и России — Ив Сен-Лоран, Джорджо Армани, Дольче и Габбана, Роберто Кавалли, Версаче, Соня Рикель, Пол Смит, Ральф Лорен, Прада, Гуччи, Денис Симачев, Константин Гайдай, Алена Ахмадуллина, Валентин Юдашкин и другие — создали fashion doll, то есть матрешек в стиле того дома моды, который они представляют. Сделано это было для благотворительного аукциона в связи с десятилетием издания журнала Vogue в России. Пожалуй, самым запоминающимся стал образ от дизайнеров дома Moschino: абсолютно белая матрешка с тонко прорисованными чертами лица, яблочками на щеках и помещенным внутрь источником света, который просвечивал через вырезанное в форме сердца отверстие. Этот образ передавал не столько форму, сколько суть любимой всеми деревянной игрушки, наполненной теплотой рук мастеров, вытачивающих деталь за деталью, расписывающих каждую фигурку, вкладывающих в работу частичку своей души.

Модель из коллекции "Париж — Москва" Карла Лагерфельда для дома моды Chanel. 2008 год
Модель из коллекции "Париж — Москва" Карла Лагерфельда для дома моды Chanel. 2008 год

Зимой 2009-го русская тема продолжила будоражить творческие умы. В преддверии Нового года и Года России во Франции руководство одного из старейших парижских универмагов, Printemps, предложило знаменитым французским фирмам Chanel и Dior поучаствовать в оформлении рождественских витрин в славянском стиле. По словам арт-директора Printemps Франка Банше, при работе над концепцией оформления их интересовала "не только сама страна, скорее, ее культурное влияние, русская душа... а не широко принятые стереотипы. Мы хотим воссоздать то, что есть привлекательного, что покоряет при контакте. Праздничные цвета, традиционные промыслы, фольклор, традиционный орнамент и даже иконопись. Мы опираемся на все, что акцентирует на себе внимание, впечатляет в российском творчестве".

Сумочка в виде матрешки из коллекции "Париж — Москва" Карла Лагерфельда для дома моды Chanel. 2008 год
Сумочка в виде матрешки из коллекции "Париж — Москва" Карла Лагерфельда для дома моды Chanel. 2008 год

И тогда за стеклом сказочных витрин воцарилась русская зима и микс представлений о России: золотое яйцо Карла Фаберже с оживающей внутри куклой, одетой в золотой кафтан, шаровары и кокошник; огромные — самая большая высотой 5 метров — черно-красные матрешки; "коты-ученые", расписанные под Гжель; и даже голова Ленина — тоже под Гжель. Модели Джона Гальяно (коллекция а-ля рюс 1998 года) и Карла Лагерфельда (коллекция "Париж — Москва") кружились в хороводе, играли в прятки с матрешками, веселились у праздничного стола. Витрины украшали реплики канделябров Baccarat, так полюбившихся в разное время двум российским императорам — Александру II и Николаю II. Созданные Chanel куклы ручной работы получили имена русских друзей Коко — "великий князь Дмитрий" и "княжна Надежда". Ну и, конечно, меха, много золота как доминирующего цвета славянской культуры в представлении иностранцев, русские сани, медведи на золотых же поводках. Это был абсолютно эклектичный, но в то же время невероятно красивый, завораживающий мир волшебной русской сказки, надолго запомнившийся зрителям.

Космический стиль от Пьера Кардена. Коллекция 1966 года
Космический стиль от Пьера Кардена. Коллекция 1966 года

Ювелирных дел мастера тоже периодически вдохновляются великим наследием нашей культуры. Австрийская марка Freywille, известная своими уникальными украшениями с ручной росписью по эмали, в 2013 году представила коллекцию с говорящим названием "Русская страсть", включавшую четыре разных дизайна: "Моя матрешка", "Золотая ягода", "Жар-птица" и "Балет". Первый напоминал о самом узнаваемом символе русской культуры. Второй — о не менее узнаваемой хохломе, но, отойдя от канона, дизайнеры бренда разнообразили палитру и сделали роспись не в классическом красном, зеленом и черном цвете по золотому фону, а добавили и других ярких красок. Жар-птица, героиня фольклорных сказаний, поселилась на кольцах, браслетах и серьгах, символизируя исцеление, вечную молодость и красоту. Образы последней темы, с изящными балеринами в пачках, напоминают о "Лебедином озере", "Спящей красавице", "Щелкунчике" — самых известных балетах в мире, ассоциирующихся с Россией.

Украшения Freywille. Коллекция "Русская страсть", дизайн "Жар-птица". 2013 год
Украшения Freywille. Коллекция "Русская страсть", дизайн "Жар-птица". 2013 год

НАЗАД В СССР

Но не только народное творчество и фольклор, Русские сезоны и литература вдохновляли мировых творцов моды. В 20-х годах ХХ века в СССР зародилось новое авангардное пролетарское искусство, признанное позднее во всем мире важнейшим русским культурным наследием. Как писал Владимир Маяковский в своем очерке о французской живописи, "впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм...". Смелые эксперименты художников-авангардистов с формой, цветом, фактурой будоражат умы западных модельеров не одно десятилетие. Вдохновляют ли их супрематизм Малевича, работы Кандинского, советский агиттекстиль или прозодежда Родченко, Поповой и Степановой — это всегда свежий, оригинальный, остросовременный взгляд на одежду. Наглядным примером подобного взаимодействия стала прошедшая в 2016 году в Москве выставка "Эффект времени: влияние русского авангарда на современную моду" в Еврейском музее и центре толерантности, где на одной выставочной площадке разместились работы известных домов моды и вдохновившие их картины художников-конструктивистов.

Модели из коллекции Демне Гвасалии для Vetements. 2016 год
Модели из коллекции Демне Гвасалии для Vetements. 2016 год

В середине ХХ века первый полет человека в космос, совершенный Юрием Гагариным, дает новый источник вдохновения. Дизайнеры буквально бредят космическими путешествиями и перспективами открытия новых миров. Как результат — "космические" коллекции появляются одна за другой. Первопроходцами становятся Пако Рабанн и Пьер Карден. Причем оба останутся верны этой теме всю жизнь. И если Пако Рабанн представлял прекрасных женщин инопланетных цивилизаций, создавая коллекции из пластика и металла, то Пьер Карден, применяя прогрессивные материалы и технологии, скорее, создавал образы молодых и смелых покорителей космоса, к которым мечтал когда-нибудь присоединиться сам. Современные дизайнеры не теряют интереса к теме, и, возможно, кто-то из них — уже не на подиуме, а наяву — реализует мечту Кардена.

Интерес к России не ослабевает и сегодня. На волне популярности российского президента создаются коллекции с его изображениями, одежда с российским триколором или надписями на кириллице — это вообще must-have последних модных сезонов. Дизайнеры из России — на пике известности у западных звезд, а российские it-girls (Мирослава Дума, Наталья Водянова) постепенно меняют устоявшиеся представления о богатых русских.

Модель из коллекции Гоши Рубчинского. Осень—зима 2016–2017
Модель из коллекции Гоши Рубчинского. Осень—зима 2016–2017

Модная индустрия полюбила русский язык и образы российских 90-х благодаря выходцам с постсоветского пространства — дизайнерам Гоше Рубчинскому и Демне Гвасалии. В апреле 2017-го обозреватель The New York Times Александр Фьюри в статье "Назад в СССР: возвращение российской моды" серьезно рассуждает о феномене популярности этих дизайнеров и своеобразном "русском ренессансе", сравнивая его с дягилевскими Сезонами сто лет назад.

Так что, вполне возможно, в наше непростое и неспокойное время мода станет одной из связующих нитей между странами, русское культурное наследие продолжит вдохновлять западных творцов модной индустрии на создание рукотворных шедевров, а молодое поколение российских дизайнеров попытается осмыслить непростое прошлое своей страны, пусть и через изменчивую моду.