Ткань – основа основ. Экономить на ней нельзя, но сэкономить можно. Стоимость ткани зависит от ее состава, технологии производства и ряда экономических факторов: откуда и кто везет, кто и как продает. Натуральное сырье, как правило, дороже искусственного, волокна хорошего качества дороже, чем те же – низкого.
Один из вариантов сэкономить – привозить ткани из поездок. Экономия бывает существенная, главное тут – не ошибиться с количеством. Не забывайте также про сезонные распродажи в специализированных магазинах. Еще одна «лазейка» – присмотреться к тканям для шитья одежды. И наконец, многочисленные оптовые фирмы продают ткань почти вдвое дешевле, чем в магазинах, а оптом считаются даже 15 погонных метров. Так что если вы планируете оформить длинными шторами хотя бы одно окно, вы уже оптовик!
Подкладка уберегает основную ткань шторы от разрушительного действия ультрафиолетовых лучей, изящно скрывает внутренние швы, защищает подгибы от пыли. Кроме того, она помогает моделировать объемные складки на шелке и других тонких тканях, удерживает тепло в помещении, улучшает акустику и одновременно повышает уровень звукопоглощения. Наконец, она может быть красива сама по себе. И тут возникает вопрос – всякая ли ткань нуждается в подкладке?
ЛЕН И ХЛОПОК
Натуральные целлюлозные волокна (растительного происхождения), ведут себя по-разному. Лен прочный, а при увлажнении становится еще прочнее, устойчив к солнечному свету. В тонких гардинах без подкладки хорошо просматривается его фактура. Лен легко мнется, но это даже импонирует любителям небрежного городского шика. При стирке же он садится, поэтому его предварительно декатируют (обрабатывают паром) и оставляют большие припуски по длине. Но в общем и целом это дорогой материал с достойным спокойным характером.
Хлопок тоже неплохо держится на солнце и ветре, но быстро «бледнеет лицом» – выгорает. Чтобы этого не происходило, в состав хлопковых тканей добавляют волокна полиэстера и практически всегда используют подкладку (тоже хлопчатобумажную). Поликоттон (смесь полиэстера с хлопком) – во всех отношениях облегченный вариант. И по весу, и в уходе, и по цене.
ШЕЛК И ШЕРСТЬ
Натуральные белковые волокна (животного происхождения), более капризны. Шерсть – это в каком-то смысле волосы, а их, как мы все знаем, надо защищать от палящего солнца панамой. Ну а сказать, что механические свойства шелка ухудшаются под действием солнечного света, бодрящего ветерка или влажного воздуха – не сказать ничего! После 200 часов нахождения на улице шелк теряет половину первоначальной прочности, поэтому нет причины, по которой шелковые шторы можно было бы шить без подкладки. Шелк – дорогой материал не только потому, что стоит недешево. Ухаживать за ним – целое искусство, он нуждается в безграничной любви и всяческой поддержке.
ВИСКОЗА
Ацетат, модал, лиоцел, купра и вискоза – волокно, полученное химическим путем из органического сырья (древесины ели, сосны, пихты). Внешне и на ощупь вискозная ткань похожа на шелковую, но стоит дешевле. К солнцу и ветру относится терпимо, хотя для большей надежности ее часто комбинируют с полиэстером или купрой. И, как правило, используют подкладку.
ПОЛИЭСТЕР
Синтетическое полимерное волокно, результат химических реакций. Он создан для долгого, удобного, безопасного использования, поэтому полностью готов отражать атаки ультрафиолета. И стоит недорого.
Помимо состава самих волокон, многое зависит от их химической обработки. Современные ткани, даже натуральные, научились отталкивать жидкость, не гореть, не мяться, не скапливать грязь и пыль, не выгорать, почти не садиться после стирки, легко утюжиться, идеально драпироваться. Но в любом случае – лучшей защиты для шторы, чем подкладка, пока еще не придумали.
Традиционной элитной подкладкой считается сатин из стопроцентного хлопка. Характерный способ переплетения нитей, в результате которого лицевая сторона приобретает приятный блеск, служит хорошей защитой от солнечных лучей. Длинные волокна и производственная декатировка – важное условие подкладки хорошего качества.
Если вы хотите украсить окно шторами с объемными складками, понадобится особый вид подкладки, так называемое наполнение. Оно также станет барьером на пути холодного (зимой) и горячего (летом) воздуха, улучшит акустику помещения и не пропустит лишние звуки с улицы.
При выборе и установке карнизов важно помнить, что усиленное наполнение из хлопка довольно тяжелое, двусторонняя фланель в два раза легче, а полиэстер по сравнению с ними – вообще пушинка. Но «тяжелые складки» из него не получаются.
ТКАНИ-БЛЭКАУТЫ
Лучшая защита от солнца – ткани-блэкауты, не пропускающие ни солнечного света, ни ультрафиолетовых лучей. Еще лет восемь назад они представляли собой жесткую ткань-основу с нанесенными на нее слоями латекса.
С одним белым слоем (1 pass blackout) ткань лишь частично затемняет помещение, но хорошо предохраняет от выгорания и истончения. Полное затемнение возможно, если сначала нанесен слой черного цвета, а уже потом – белый (2 pass blackout). Но и этот вариант не идеален: темный слой просвечивает сквозь основу, из-за чего одна сторона блэкаута кажется серой, поэтому для светлых декоративных тканей такая защита неприемлема.
Классический универсальный блэкаут имеет три слоя: белый, черный и снова белый. Понятно, что он и более дорогой. Впрочем, в последнее время появились новаторские варианты блэкаутов – сложные системы высокоплотного переплетения нитей, в которых черный слой заключен между двумя другими. Солнцезащитный эффект тот же. Но драпировка получает больше гибкости. Такие материалы могут быть утепляющими (в состав входит микрофибра) и декоративными, с разнообразными рисунками переплетения нитей на лицевой поверхности. По сути, блэкаут как подкладка давно перерос самого себя и может использоваться как основная ткань – например, если украсить его индивидуальным фотопринтом.
ПОШИВ
Ткань выбрана, мы мысленно любуемся ею и вот как уже год выстраиваем под нее весь интерьер. Но… ткани часто снимают с производства, и когда дело, наконец, дойдет до декора, выбранного артикула на фирме может не оказаться. Поэтому лучший вариант – заранее заказать и купить весь необходимый объем текстиля.
На пошиве лучше не экономить – отдавайте ткань только в хорошие руки. Оплата работы напрямую зависит от сложности исполнения поставленных задач, но сложность в данном случае – это не бросающееся в глаза количество потраченных усилий, а «скромное» качество, которое заметно лишь при детальном рассмотрении. Исключение составляют случаи совмещения технологических и декоративных функций, когда «обработка» становится «отделкой».
Декоративные элементы – шнуры, наконечники карнизов, подхваты, кисти, вышитые вручную фамильные монограммы – в список общих затрат мы включать не будем. Это отдельная, очень обширная тема для разговора, и выбор аксессуаров для штор вполне может соперничать по интересу с выбором ткани.
Еще один пункт бюджета, который можно секвестировать – это работы в целом и пошив штор в частности. Обычно весь комплекс работ по отлаженной схеме выполняет команда профессионалов: студия, галерея, мастерская. Обращаясь к ним, вы полностью избавляетесь от головной боли – за исключением необходимости оплатить оказанные услуги.
Спектр работ довольно широкий, требует отлаженной организации и дополнительных затрат, включая интеллектуальные, транспортные, временные, – все это означает комфорт для заказчика, но сказывается на сумме счета. Это, пожалуй, единственный минус данного способа декорировать окна. Зато возможны гарантийное обслуживание и дополнительные услуги по последующей чистке штор. Кроме того, некоторые студии предоставляют временные шторы, если поставка ткани задерживается.
Работа с частным мастером приятна тем, что он с большей готовностью идет на уступки по цене в том, что касается отделки ткани. Но выстраивать всю цепочку – подобрать ткани и сопутствующие товары (нитки, шторную тесьму и т.п.), подвезти их к месту работы, вовремя установить карниз – вам придется самостоятельно. Ответственность за красоту идеи, скорее всего, вы тоже будете нести сами. На мастере – только правильное исполнение.
В конце концов, можно значительно сэкономить на пошиве, если рискнуть и изготовить шторы самостоятельно. Для этого хорошо бы не только обладать навыками рукоделия, но и знаниями профессионального дизайнера. Не стесняйтесь спрашивать и посещать мастер-классы.
Несколько советов для начинающих:
- самая удобная ткань для пошива штор – хлопок;
- лучшая ткань для подкладки – смесовая из хлопка и полиэстера.
- простые модели гардин с продуманными пропорциями и правильно подобранной гаммой производят не менее сильный эффект, чем чудеса конструкторской мысли.
- уделяйте внимание деталям – из них и состоит стиль!