Иезуитская система образования считается одной из самых эффективных. В чем секрет? Гуглить бесполезно - поисковик выдает общую информацию о дисциплине, соревнованиях и элитарности. Рассказывает, что Декарт, как и нынешний Папа Римский, был выпускником иезуитского класса. На его счету создание основ рефлексологии, аналитической геометрии и современной алгебраической символики, механицизма в физике и метода радикального сомнения в философии.
Розги рождают философию?
В рамках этой статьи мы будем считать,что философия - это рассуждение о предельных вещах. А предельные вещи описываются категориями. И главный секрет ордена - в обучении, построенном на категориях.
По определению Г.П. Щедровицкого, категории - это наиболее общие понятия, которые фиксируют связи и соответствия между:
- операциями, которые мы совершаем
- объектом, к которому эти операции применяются
- языком/языками, которыми в которых это все выражается
- нашими понятиями об объекте.
Сложно? На самом деле нет.
Исследования показали, что дети 3-6 месяцев от роду умеют объединять предметы по базовым категориям ( например, кошка/собака). Дети в возрасте от года умеют переносить знания о свойствах одного предмета на всю категорию, к которой он относится (все собаки лают, все коты мяукают и т.д.)
https://postnauka.ru/video/61491
В ходе ряда экспериментов Грегори Эшби выделил две системы категориального научения.
1. Имплицитная система - основана на выделении визуального прототипа, появляется очень рано в ходе эволюции и является первичной в ходе онтогенеза. Эта система помогает уже младенцам, маленьким детям находить общую информацию у групп предметов.
2. Вербальная система - позволяет сосредоточиться на ограниченном количестве признаков, вербализовать их, т.е. описать какими-то понятиями и пользоваться ими в дальнейшем.Эту систему дети начинают использовать после пяти лет.
https://postnauka.ru/video/57648
Таким образом, дети приходят в школу от природы подготовленные к обучению через категории.
Простой пример: любой математик знает, что 2+2 может быть равно 1, 4 или 5 - в зависимости от множеств и знаковых систем, которыми мы оперируем в вычислениях. Любой ребенок знает, что такое “множество” - кто из нас не собирал/разбирал игрушки в “кучки” по разным признакам?
Что делают с ребенком учителя? Они сваливают ему на голову узкую область знания - систему исчисления с помощью арабских цифр, и заставляют считать палочки. Почему 2+3= 5, а не 1 ? Картина мира ломается. И только в классе пятом ему заново расскажут, что существуют множества и подмножества.
Почему наши студенты за 10 лет обучения (5 лет в школе + 5 лет в вузе - минимум) на выходе так и не знают английский? Потому что, сначала их учат зазубривать отдельные слова, а потом, года через три, собирать их в предложения и надевать на них времена.
Мышление абсолютно не так работает - мы думаем объемными образами и предложениями. На сегодняшний день даже гугл-переводчик, чтобы получить связный и релевантный ответ, переводит предложения и группы предложений, а не отдельные слова.
А теперь о музыке.
Все детство мне твердили, что в музыкальной школе таким, как я, не место - медведь на ухо наступил. А очень хотелось. Но в нашей культуре считается, что музыкальный слух, как и цвет глаз, - нечто данное или недоступное от природы.
Однако, мое упрямство привело к тому, что я несколько лет зарабатывала на жизнь, работая в хоре. Голосовые связки вместе с речевым аппаратом - самый сложный музыкальный инструмент, и без слуха петь чисто невозможно. Откуда что взялось?
На самом деле, все мы музыкальны от природы - даже младенцы умеют различать приятные, консонантные (основанные на пифагорейских интервалах - терция,кварта, квинта) или неприятные, диссонансные звуки. Так же установлено, что мы воспринимаем мелодии как сложные трехмерные объекты (задействуются те же участки головного мозга, что и при ориентировании в пространстве) Люди, обладающие развитым пространственным мышлением, легко решают задачи, связанные с построением и изменением мелодических рисунков. https://postnauka.ru/video/7753
Возможно, это заложено эволюцией - услышав звук, мы не только оцениваем его качество (приятный/неприятный, опасный/неопасный), но и с какой стороны он идет (работает среднее ухо)
Слух музыкальный - это тот же счет. Тоника = 0. И дальше от нее постоянно идет отсчет - выше/ниже. Основные ступени тональности используются как опорные точки всей системы координат. То есть, на самом деле идет сложнейшая когнитивная работа.
Поэтому, первым делом, будучи уже подростком, я научилась чувствовать резонанс со звуком (например, привычный телефонный гудок - это чистая нота ля), а потом - строить основные интервалы.
Т.е, стоило понять базовые категории, которыми живет мелодия - и пресловутый “музыкальный слух” был у меня в кармане.
Среди педагогов были и есть энтузиасты, которые на практике доказали, что в любом человеке, без предварительного отбора, можно воспитать все, что угодно, вплоть до абсолютного музыкального слуха. Все различие между “умными” и “неумными” учениками определяется их культурной историей: в какое сообщество они попали, что им открыли, а что - нет.
Мне посчастливилось видеть такого преподавателя в моей alma mater - под его руководством (а сам он был физиком) студенты- химики, биологи, радиофизики, историки, математики, лингвисты - более 40 человек, пели удивительные по красоте вещи вместе с солистами городского оперного театра. При этом, в хор брали всех желающих, а не только людей со слухом.
И в качестве итога:
“Если вы начинаете работать в категориях и все явления оцениваете категориально, т.е. оцениваете производимые операции, язык, представление об объекте и понятия, то вы получаете мощнейшее средство анализа и решения задач, равного которому практически нет. Тот, кто работает в категориях, анализирует в категориях, работает лучше всякой вычислительной машины. Быстро, точно, четко, находит ошибки.
Правда, есть классы задач, которые категориально решать нельзя. Но общую оценку ситуации, ориентировку в ней человек, владеющий категориальным аппаратом, производит моментально.”
Г.П. Щедровицкий.