Стать жертвой травли в школе может любой ученик. Чаще всего у обидчика отсутствуют какие-либо основания для агрессии. Но чаще всего объектом буллинга становятся те, кто отличается от других детей.
Это может быть новенький в классе, которого "проверяют на прочность". Жертвой может быть и тот, кто чем-то отличается от обидчика (другая национальность или отсутствие модного гаджета).
Причиной для травли могут стать и поведенческие особенности ребенка (он плохо или хорошо учится, или он не выговаривает букву "р"). Часто страдают замкнутые или домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе.
Исправлять особенности ребенка нет смысла. Обидчик воспримет это как слабость и низкую самооценку.
Травля может принимать форму физического насилия и привести к травмам.
Травля может быть и психологической. И она не менее опасна, чем физическая.
Буллинг снижает самооценку ребенка или подростка, у него формируются комплексы. Он начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.
Травля мешает объекту насмешек и издевок учиться, ему попросту не до уроков. У ребенка возникают тревожные расстройства, фобии, депрессии.
Буллинг — это всегда психологическая травма, которая может проявиться во взрослом возрасте по-разному: от неумения общаться с людьми до серьезных проблем со здоровьем.
Первый признак того, что вашего ребенка травят в школе — он становится необщительным и скрытным.
Если ребенок раньше рассказывал о школе, об одноклассниках, а потом резко начинает обходить эти темы стороной. Он находится в ситуации одиночества. Его никто не приглашает в гости, он не общается с одноклассниками, не хочет ходить на мероприятия в школе.
Есть еще несколько признаков, как распознать, что вашего ребенка травят в школе.
- ребенок становится мрачным, напряженным и агрессивным;
- ребенок ищет причины, чтобы пропустить школу, притворяется больным;
- ребенок часто возвращается из школы в порванной одежде, "теряет" вещи или приносит сломанную технику, в тетрадях или на школьных вещах могут появляться оскорбительные надписи;
- снижается школьная успеваемость даже по любимым предметам;
- у младших школьников может пропадать аппетит, появиться энурез.
- Соберите доказательную базу (скриншоты, оскорбления, ссылки, показания одноклассников, справки о побоях и так далее).
- Проанализируйте аккаунты зачинщиков травли в соцсетях — в каких группах состоят, что постят, как разговаривают. Это поможет при составлении их характеристик.
- Обратитесь к классной руководительнице, а также к родителям учеников, с которыми у вашего ребенка сложности, к школьному психологу, социальным работникам. Проговорите ситуацию, определите план действий. Нужно учитывать, что без вмешательства сами дети не смогут разрешить ситуацию в классе.
- Если ничего не изменилось, то обратитесь к психологу за заключением о тяжелом психологическом состоянии и моральном вреде, нанесенном ребенку ситуацией. Выбирайте психолога, у которого есть лицензия — его заключение может иметь значение в суде.
- Начинайте писать жалобы директору школы. Если это не помогло, то пишите жалобы в комиссию по делам несовершеннолетних администрации района, в управляющий совет школы, инспектору по делам несовершеннолетних. А если не помогло и это, то жалобы придется писать в департамент по образованию, в прокуратуру, уполномоченному по правам человека в городе.
- Одновременно сформируйте общественный резонанс — именно он заставляет двигаться многие инстанции. А родителей зачинщика травли это подтолкнет к тому, чтобы пересмотреть свой подход к ситуации. Пишите посты в соцсетях, обращайтесь в СМИ.
Если вы узнали, что ваш ребенок выступает агрессором и травит других детей, прежде всего держите себя в руках и не переходите на физическое наказание, советует уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае Ольга Казанцева.
Нужно быть осторожным и разговаривать с ребенком, обсуждать его мотивы, недопустимость подобного рода поведения. Возможно, просмотр фильмов, обсуждение литературы, но важно довести до ребёнка понимание недопустимости такого поведения, а потом с ним периодически к этой теме возвращаться. Есть западноевропейские исследования, согласно которым у детей, которые являлись агрессорами, обидчиками, дома был специфически жесткий стиль семейного воспитания, имелись методы жестокого обращения.
Родителям нужно трезво оценить ситуацию и также обратиться в школу.
Ребенку очень сложно выйти из этой ситуации, как пострадавшему, так и тому, кто оказывает давление. Может, это чисто подростковый максимализм. Кто-то утверждает себя учебой, а кто-то по-другому.
Детям, которые являлись активными участниками травли, тоже нужна серьезная психолого-педагогическая помощь.
С этими детьми тоже должен работать психолог, потому что сейчас очень важно, чтобы такая форма насильственного поведения не закрепилась у них как форма поведения в социуме.
Подписывайтесь на наш Яндекс DZEN-канал или следите за новостями на сайте «ИНФОРМЕР». Мы в социальных сетях:
ВКОНТАКТЕ | FACEBOOK | TWITTER | ОДНОКЛАССНИКИ