Если вы один из тех целеустремленных и трудолюбивых счастливчиков, чей бизнес растет, как на дрожжах, то вопрос масштабирования уже точно поднимался в вашей компании.
Многим предпринимателям не дает покоя фееричный успех McDonald's. Вдохновляет и пример Subway, чей годовой оборот превышает $11 млрд.
Франчайзинг кажется золотой жилой бизнеса. Но действительно ли имеет неоспоримое количество преимуществ?
О плюсах франчайзинга
Один из главных - экономия средств и трудовых ресурсов. Вопросы приобретения и развития франшизы лягут на плечи будущего партнера: увеличения продаж, снижения производственных и трудовых издержек и т.п.
Управленческие решения тоже зона ответственности франчайзи. А если масштабирование бизнеса выходит за пределы страны, то знания особенностей культуры, интересов, демографии региона, которыми обладает местный франшизополучатель, помогут быстрее освоить зарубежные рынки.
Каждая купленная франшиза предоставляет качественный товар или услугу от вашего имени. И если мыслить масштабно, в рамках национальной франчайзинговой сети, то именно вы окажете влияние на развитие национальной экономики.
Ну и, конечно, опыт. Особенно, если речь идет об открытии международной сети.
Немного о минусах
Иначе жизнь не была бы такой интересной.
Основная проблема - это контроль. Одно дело передать бизнес в руки наемному руководителю, который зависит от вас; другое - продать этот бизнес человеку, чью свободу принятия решений вы не сможете ограничивать в той мере, в которой хотелось бы. Стоит одному из франчайзи запятнать свою репутацию, намеренно или нет, тень ляжет на всю сеть, объединенную единым товарным знаком.
Упущенные возможности. От прибыли, которую приносит франчайзинг, франшизодатель имеет только процент, в то время, как доход филиала делить не нужно. Вопрос в другом: будет ли руководство филиала стремиться заработать столько же, сколько и более мотивированный франчайзи?
Потенциальный конкурент. Да, обучая своего партнера тонкостям бизнеса, вы автоматически взращиваете себе конкурента. Но превзойти учителя способен и наемный руководитель. Поэтому считать это риском, связанным только с франчайзингом, было бы не совсем верно.
То же касается и коммерческой тайны. Допуская человека к управлению, важно понимать, что он получит доступ к важным для компании документам. Здесь стоит заранее обдумать решение этого вопроса, особенно при расторжении договора франшизы.
В результате все сводится к тому, что любое дело имеет определенные сложности и риски. Но важно понимать, что масштаб угрозы зависит от мер, принятых для их минимизации.
Можно в принципе не развивать франчайзинг и загубить бизнес, которому однажды просто станет тесно в установленных вами рамках развития!