Найти тему
Dagpravda.ru

Шаровары Аладдину, платье для Будур

Оглавление

Мы можем любить или не любить театр кукол, можем вообще игнорировать это направление искусства, но отрицать тот факт, что оно по какой-то причине сохраняется уже более пяти веков и будет востребовано людьми еще не известно сколько, никак не можем. Куклы-артисты живут независимо от нашего к ним отношения.

— А с чего начинается жизнь этого артиста? – спросила я у художника Дагестанского государственного театра кукол Нурали Яралиева.

—  С задумки одного человека – режиссера. В его воображении она обрастает деталями, наделяется характером, внешностью и так далее. Но нарастить, так сказать, живую плоть – дело многих людей: художника, скульптора, бутафора, сборщика, модельера. Главное для всех — уловить суть замысла режиссера. Порой это отнимает немало времени, а иногда все мысли в унисон. Моя работа начинается с чистого листа бумаги и первых штрихов на ней. Как только эскизы будут утверждены художественным советом, за дело берутся скульпторы.

-2

В театре куклы в большинстве своем делаются из папье-маше, но для этого нужна специальная гипсовая форма, а чтобы ее отлить, нужно прежде всего слепить детали будущей куклы из пластилина. На создание такого пластилинового чуда уходит от одного до двух дней, причем лепится кукла не полностью, а каждая деталь в отдельности. Сложнее делать голову, нужно и пропорции соблюсти, и сделать узнаваемыми эмоции, суметь передать характер, иначе дети — наши зрители, кстати, самые строгие критики — не поверят нам. Готовые пластилиновые детали разрезают пополам и делают гипсовые отливки, потом их передают в бутафорский цех.

Главный бутафор театра – Роза Рашидова, заслуженный работник культуры Дагестана, посвящает меня в детали своего участка работы:

— Как только мы получаем гипсовые формы, начинаем колдовать. Предварительно полость каждой формы смазывается слоем вазелина для того, чтобы в последующем было легче снимать уже подсохшее изделие, затем обязательно немного водички, и уже потом можно приступать к основной операции. Внутрь отлитой формы выкладываются смешанные с клейстером мелкие кусочки папье-маше. В зависимости от сложности куклы может быть выложено от 8 до 10-12 слоев. И чем больше, тем долговечнее будет кукла и тем реже придется ее латать. На просыхание уходит от пяти до шести дней. Как только все готово, можно отсоединять детали от гипса. Полученные таким образом части куклы возвращаются к художнику-сборщику Нурали Яралиеву, который соберет все эти части в одно целое.

В момент моего возвращения к нему в мастерскую он как раз изготавливал так называемый гапид – механизм, который вставляется внутрь головы и туловища куклы для того, чтобы она получила пластичность.

— Берется круглая палка, распиливается и соединяется с резиновой трубкой или пружиной, — рассказывает он.- В нижней части ставят курок, который при помощи толстой лески добавляет кивательные движения голове куклы… Гапиды используются в основном для тростевых кукол, тех, которыми актер управляет при помощи тростей, прикрепленных к рукам и ногам куклы.

Получив детали от бутафоров, Нурали на моих глазах начинает собирать их в куклу. Процесс напоминает игру в лего. Деталь за деталью, и вот они — Аладдин и принцесса Будур из «Аладдина и волшебной лампы». Правда, это скорее догадка, чем факт, – ведь куклы еще без лиц, одежды.

— Важно сделать лицо не просто выразительным, а чтобы черты куклы, во-первых, были узнаваемы, во-вторых, были видны с самых дальних рядов, поэтому все на лице несколько непропорционально круп­ных размеров.

И вот Аладдин заулыбался, а его возлюбленная будто несколько смущена. И этому есть причина: куклы нагие. Одеть их – задача портных пошивочного цеха.

«Новорожденных» принимает художник-модельер цеха Наталья Пашкова. Здесь все как в ателье по пошиву одежды: на столах лекала, линейки, сантиметры, ножницы, фыркающие паром утюги. Наталья снимает с кукол мерки и рассказывает:

— Для Аладдина будут шиться шаровары, а для Будур — прекрасное парчовое платье. Чтобы «одеть» весь спектакль, уходит примерно месяц-полтора. Но бывают случаи, когда приходится шить в ускоренном темпе, чтобы одеть не только кукол, но и актеров, работающих с ними.

Осталось последнее и самое главное – познакомить героя с актером, который и вдохнет в куклу жизнь. Именно он вместе с режиссером-постановщиком принимает и оценивает куклу. Сегодня это делает Екатерина Касабова (на снимке), заслуженная артистка Дагестана.

— Прежде всего мы здороваемся со своим персонажем, а потом детально и обязательно с любовью и заинтересованностью оглядываем его со всех сторон, можем и поговорить с ним, чтобы оживить его. И это очень важно. Если встретишь куклу с любовью, то она с  удовольствием будет работать с тобой, — говорит она. — И вот этот тандем – человек и кукла – создадут ту атмосферу театральной реальности, которую так хорошо чувствуют и любят дети. И даже некоторые взрослые.

Автор: Мадина Ахмедова

Больше интересной информации — на нашем канале. Если вам понравился материал, ставьте лайк и подписывайтесь.