Найти в Дзене
Глядя из Донецка

Керченский гамбит: Порошенко руками России борется со своими конкурентами

Оглавление

Итак, Украина после устроенной ею морской провокации в районе Керченского пролива, приняла решение ввести военное положение. Решение было принято на ночном заседании Совета по национальной безопасности и обороне Украины (СНБОУ) с 25 на 26 ноября. Решение утвердил парламент Украины. Кто б, как говорится, сомневался.

По обычаю последних лет, в Киеве нагнетание антирусских настроений были усилены манифестацией активистов под стенами здания посольства РФ. Толпа кричала «Смерть России» и сожгла автомобиль с дипломатическими номерами РФ в километре от посольства. Такая же толпа в Харькове подожгла здание консульства РФ.

Стрельба на море, захват и раненные

Предшествовала этому шуму трагическая история, за которой могла наблюдать Керчь весь день и вечер 25 ноября. Как известно, три украинских суденышка из состава ВМСУ – буксир и два бронекатера попытались пройти Керченским проливом без подачи специальной заявки, лоцманской проводки. На требование российских пограничников, суда не реагировали. Затем остановились в 6 морских милях от Керченского моста и пол дня ждали указаний из Киева. Все это время погранслужба ФСБ РФ пыталась принудить – вплоть до «навала» борт в борт сторожевиком на буксир – украинских моряков покинуть территориальные воды Российской федерации, которые, правда, Украина считает своими.

Вечером российские силовики произвели операцию по захвату и остановке украинских кораблей. Буксир «Яни капу» и катер «Никополь» сдались сразу, катер «Бердянск» пришлось останавливать огнем и штурмовать спецназом. Украинские СМИ сообщили о 6 раненных, из них двое якобы находятся в тяжелом состоянии. На самом деле, как сообщается в крымских СМИ со ссылкой на источники в силовых крымских структурах, раненых трое - один офицер и двое контрактников. Все они сейчас находятся под охраной спецназа Пограничной службы ФСБ России в керченской больнице. Ранения легкие - в руки, ноги. Состояние стабильное, сейчас их опрашивают следователи. Характер ранений говорит о том, что бойцы спецназа ФСБ не стреляли на поражение.

На помощь этой группе, которая, по утверждению украинской стороны шла из Одессы в Мариуполь, из Бердянска на полном ходу шла группа из трех бронекатеров «Гюрза». Узнав о штурме и том, что район патрулируют российские штурмовики СУ-30М и ударные вертолеты КА-52, группа развернулась и ушла на базу. ФСБ заявила: «Корабли «Яны капу», «Никополь» и «Бердянск» задержаны за незаконное пересечение границы с РФ».

Военное положение: следите за руками фокусника

Как и ожидалось, провокация нужна была Банковой для того, чтобы, прокричав о «российской агрессии», использовать ситуацию в личных интересах Петра Порошенко и клики, его поддерживающей. СНБОУ приняла решение о введении в стране военного положения сроком на 60 дней.

Но смотрите, как хитро он его вводит. Во-первых, обращает на себя внимание двухмесячный срок, который мгновенно, едва Порошенко почуял опасность обвинения в покушении на выборы-2019, был скорректирован до месяца. Конечно, он может быть продлен, но и его достаточно, чтобы на законных основаниях подавить на Украине не только любую политическую деятельность, введя цензуру и запретив активность партий, и не дать возможности потенциальным соперникам Порошенко на президентских выборах в 2019 году вести агитацию и контрпропаганду, значительно ослабив влияние оппозиционных политиков на умы избирателей.

Во-вторых, СНБОУ и аппарат президента Украины успокаивают страну, что немедленного призыва не будет, войны в Крыму – тоже, да и запреты будут носить скорее превентивный характер. Тогда зачем вводить военное положение? Кстати, говоря, веры-то особой Порошенко нет. Одновременно с его заявлением, что введение военного положения не означает немедленного движения войск и боевых действий, в Донбассе усилились обстрелы позиций ВС ЛДНР, а из одесской базы ВМСУ в море выгнали все боевые корабли.

Гамбит от Порошенко

Об ударе по интересам политических противников Порошенко на грядущих выборах сказали все наблюдатели. Но нам кажется, что все немного сложнее. Подставив под удар своих моряков, Порошенко (а сразу несколько источников в Киеве утверждают, что он лично отдавал приказ о провокации на море) добивался сразу нескольких целей. То, что таким образом он (сам ли, по заказу ли Штатов, коим поперек горла встали российские газопроводы и в Балтике, и в Черном море) разогнал мощную волну антирусской истерии по всему миру, это понятно. Но одновременно провокация привела к тому, что Россия объявила вчера о временном запрете на движение грузовых судов через Керченский пролив. Да, запрет уже сняли, но в любой момент он может быть наложен снова. Украинский МИД уже назвал этот шаг России упразднением по сути украинско-российского договора по Азовскому морю от 2003 года.

Примечательно, что запрет в первую очередь бьет по международному порту Мариуполя, откуда отправляет свою металлопродукцию гиганты украинской металлургии «Азовсталь» и комбинат им. Ильича, принадлежащие Ринату Ахметову - единственному олигарху, с которым Порошенко пока не удалось совладать в полной мере (Фирташа, Коломойского и Пинчука, как известно, он построил по струнке). Через этот же порт поступает руда, в том числе, марганцевая, без которой гиганты встанут. Таким образом, закрывая руками РФ проход судам через Керченский пролив хотя бы на короткое время, Порошенко наносит удар по карману своего главного и единственного конкурента на пути к единовластию на Украине. А заодно – и по возможностям дополнительного финансирования оппозиционеров в парламенте и правительстве. Ибо Ахметов, пускай и не вполне заслуженно, но все еще – знамя Оппозиционного блока и всей юго-восточной промышленной группы Украины.

Что касается Бердянска, через него работают с внешним миром крупные украинские зернотрейдеры, которых связывают с Юлией Тимошенко – нынешним лидером социологических опросов.

О том, что свою многоходовку президент Порошенко задумал не вчера, говорит и то, что еще две недели назад украинский Кабмин внес изменения в порядок действий и работы государственных органов власти на случай объявления Временного положения в стране.

Реакция запада

Она предсказуема. Украина подала заявку на проведение заседания Совбеза ООН. Такую же заявку подала и Россия. В Нью-Йорке состоялось экстренное заседание Совета безопасности ООН по ситуации в Азовском и Черном морях. Прошло оно без огонька, ка-то лениво и пресно, видимо, не того ждали западные партнеры от украинских коллег.

Что скажут представители западных стран было понятно безо всяких заседаний. «Ястребы» уже высказались. Так, бывший глава НАТО Андерс Расмуссен с ходу заявил вчера, что «Путин понимает только язык силы». А Порошенко запросил встречу и консультации с нынешним генсеком Альянса Йенсом Столтенбергом, который также известен своей ярко выраженной антироссийской риторикой. Ну, остальное пересказывать неинтересно.

Реакция России и российского общества

В России царит сдержанность, настороженность и тревога. Военное положение имени Порошенко никто всерьез принимать не хотел, но и отмахнуться от него было никак.

Общее мнение выразил по поводу введения военного положения, причиной которого Киев назвал задержание 23 своих моряков русскими пограничниками, высказал кто-то из комментаторов социальной сети Фейсбук: «то есть за 4,5 года "росийско-украинской и войны", "агрессии" и "оккупации", тысяч убитых и раненных - военное положение не ввели, а тут за 23 задержанных ввели моментально. Ага».

Одним словом, стараются-стараются Киев, Брюссель, Вашингтон, Париж и Берлин, а Россия никак не явится на войну.

Провокация: бить или не бить?

Известный российский журналист Сергей Доренко в своем блоге пишет о том, что он обеспокоен возможными экономическими последствиями воскресной диверсии Украины: «Я аккуратно, избегая эмоциональности, пытаюсь думать, а как это отразится на экономике?» И добавляет по поводу собственно провокации: «Не ответили бы русские - завтра бы пришли крейсеры и мост расстреляли, например. С другой стороны, а пропустить эти маленькие кораблики - сегодня бы уже не было о чём вспоминать. А теперь нам грозят годы международных судов и новые санкции. Вы, лично для себя, вы знаете ответ - что лучше?»

Известный военный корреспондент «Комсомолки» Александр Коц говорит о том, что провокации под Керчью ему напомнили то, как Украина начинала войну в Донбассе: «Вообще история вокруг Крыма напоминает мне начальный этап Славянского противостояния. Когда укропы не спеша прощупывали, насколько далеко им позволено зайти.

Давай с миномета пальнем. А давай с Д-30. Не видать «зеленых человечков»? Давай пару эрэсов в жилой сектор. Молчат? Давай полпакета. Пакет. Батарея - триста-тридцать-три!!! Ну и так далее, все мы знаем, чем это закончилось для жителей Донбасса. Нет, я не призываю объявлять войну Украине и кавалерийским наскоком брать Киев (хотя, конечно, хочется). Просто констатирую - дальше они будут борзеть больше».

Что дальше?

То, что Киев и дальше будет, по выражению Коца, «борзеть» - к гадалке не ходи. В какие формы выльется провокационная линия, которую гнет Петр Порошенко, предсказать невозможно. Но то, что его режим начал выполнять большой план по эскалации конфоикта в Причерноморье, составленный на Капитолийском холме, несомненно.

Запад почти наверняка усилит санкционное давление на Россию. В Конгрессе США уже призвали Трампа наказать Россию за то, что она посмела соблюсти свой суверенитет, Канада и НАТО призвали Россию немедленно отпустить украинских моряков и суда. Обратите внимание – ни слова о том, что хотя бы для приличия надо разобраться в ситуации, ни слова сомнения в том, что Украина права.

События развиваются стремительно. И, увы, мир не становится спокойней.