Как заработать на автомобиле?
Каждый разумный homo-sapiens знает — автомобили дешевеют.
Правда, это не всегда так.
Некоторые машины дешевеют, как вилла на берегу океана в день цунами: за первые три года некоторые теряют до 60%. Спустя же десять лет после выезда из автосалона остается около 15% от первоначальной цены. Обычно это люксовые масс-маркет седаны, интересующие аудиторию только новыми.
Есть, конечно, модели которые твердо стоят на колесах, и цена снижается разумными темпами: за первые три года 10-20% и не более 50% к концу десятилетнего срока. Как правило эти машины — серые как монастырская мышь и скучные как голубой огонёк на втором канале, а в цене терять просто некуда.
Но не всё так печально!
На радость юного автолюбителя, существуют автомобили, на которых можно прилично заработать. Рынок автомобильного антиквариата в США и старушке Европе иногда переживает резкие взлеты, иногда замедляется, но пока ни разу не обвалился, делая авто-антиквариат привлекательной инвестицией.
Некоторые автомобили начинают дорожать только спустя десятки лет после окончания производства, другие за считанные минуты после анонсирования продаж. Как попасть в волшебный сегмент рынка? Где найти эти чудесные экземпляры? Ну и сколько на этом зарабатывают?
Сразу внесем поправку: эта история не ваш случай, если вы платите кредит за средний седан, пусть даже и в самой богатой комплектации. Игра рассчитана на людей со свободным миллионом долларов, а лучше даже евро, а лучше если их пятьдесят.
Торгуют такими автомобилями везде, а если быть точнее, вообще везде. Самый простой путь — это немногочисленные продавцы редких автомобиле: Tom Hartley Junior www.tomhartleyjnr.com или аукцион RM Sotheby's. Этого достаточно для удовлетворения любопытствующих.
Основные факторы коллекционной стоимости экземпляра: тираж, история, оригинальность и пробег. Надо понимать, что все очень индивидуально: ИЖ "ОДА" Аркадия Укупника, даже единственный сохранившийся на всей планете, в идеальном состоянии, с нулем на одометре — никогда не будет стоить дороже чем одна тонна вторчермета.
Количество. Меньше — лучше!
Уникальность — один из ключевых факторов влияющих на рост цены. Массовым моделям подобные взлеты даже не снятся, а вот например Porsche 911 993 Gold, выпущенный в единственном экземпляре в честь
70-летия марки, в первую же свою продажу подрос до 3 млн. долларов. Нет никаких сомнений, что каждый год он будет дорожать.
Насколько? Время покажет.
Или взять к примеру Lamborghini Centenario, выпущенный тиражом в 40 единиц (20 купе и 20 родстеров). Если на старте машина стоила два млн. долларов, то за год спекулянты подняли цену до планки в четыре миллиона, но спроса на нее нет. Возможно спустя пару десятков лет она и выстрелит, но пока их слишком много и все идеально-новые.
История. Не сотри следы!
Машина принадлежала Ким Чен Иру, в ней ездил за таблетками Курт Кобейн или в ней убили Тупака Шакура? Отлично! Скорее всего это увеличивает её ценник. Lamborghini Miura певца Рода Стьюарта была продана с молотка за 2 млн. долларов при рыночной цене на тот момент около 1 млн. А вот BMW Z8, принадлежавшая Стиву Джобсу, с оригинальными номерными табличками JOBS Z8 ушла с молотка за 330 тысяч при рынке около 150 тысяч.
BMW, в которой закончил свои дни рэпер 2Pac, безуспешно пытаются продать за 1,5 млн. долларов. Спрос отсутствует не только из за раздутого ценника, но и в связи с тем, что сначала ей полностью перекрасили кузов и перешили салон, а потом на ней намотали 90 000 миль пробега — никакой ценности она не имеет. Ремонт и пробег полностью сравняли её с обычными 750iL.
Пробег. Автомобиль – недвижимость
"Капсула времени" — машина с пробегом, стремящимся к нулю. По тем или иным причинам не использовавшаяся в течении долгого времени, а лучше вообще никогда.
Даже довольно скромный автомобиль «застывший в вечности» может стоить в несколько раз выше рынка, в зависимости от обстоятельств и модели. Когда речь заходит о легендарном гиперкаре, в заводской упаковке, лучше иметь чемодан денег под рукой! Эта сделка состоялась без аукциона и за закрытыми дверьми, но даже не зная точных условий, трудно было пройти мимо продажи совершенно новой McLaren F1.
В отличие от пульта для телевизора вашей бабули, хранящегося в целлофане, эта штуковина дорожала (и дорожает прямо сейчас) с невероятной скоростью.
После покупки в 1997 году машина ни разу никуда не выезжала.
Японский покупатель — настоящий самурай!
Как удержаться и не промчать на одной из лучших машин эпохи во весь опор? Загадка! Не замарал он своим именем и ни один из документов. В комплекте идут редчайшие наручные часы, сервисные книжки в кожаных обложках, оригинальный набор позолоченных инструментов, запасное рулевое колесо и роспись Гордона Мюррея (дизайнера и инженера, создавшего F1) на кузове. Набор опций и автограф добавляют крутости и без того уникальному автомобилю. Всю свою жизнь машина заботливо хранилась в гараже с микроклиматом, под чутким присмотром. Двадцать лет спустя она снова в продаже, всё такая же новая.
Первый хозяин явно знал, что делает. В таком состоянии нет машины даже у завода McLaren.
Недавно в Штатах другой McLaren F1 с пробегом в 2000 миль был продан за 15,6 млн долларов.
Эксперты утверждают машина ушла за сумму более 25млн. долларов, а спустя еще пару десятков лет станет самым дорогим автомобилем в мире, переплюнув Ferrari 250 GTO. Если, конечно, кто-то из владельцев не решит её распечатать и прокатиться, тогда этот поступок войдет в историю, как самая дорогая распаковка в мире.
В недалеком 1997 году за новую F1 просили 850 000 долларов.
Итого разумный японский господин заработал 1,25 млн. долларов за каждый год хранения.
К-к-к-к-омбо! Всё и сразу
Идеально сохранившаяся гоночная машина из ограниченного тиража с славной и прозрачной историей? Возьмите мои деньги! Ferrari 250 GTO, торговавшаяся на RM Sothbeys в 2000-м году за 7 млн. долларов была продана в августе за впечатляющие 28 млн. — семикратный рост стоимости за 18 лет владения и эксплуатации. Машина активно использовалась на различных мероприятиях, гонках и конкурсах и дорожала на 1,15 млн. долларов в год! Отличный результат, не правда ли? Специально чтобы не терять в стоимости, оригинальные агрегаты хранят отдельно, а под капотом установлен похожий двигатель, который можно смело сломать, а потом отремонтировать.
Когда?
Конечно самый крутой сценарий, заходить когда ты стал сказочно богат и денег у тебя через край, что деть некуда. Однако, есть особенные моменты когда лучше всего приступать к покупкам!
Рассмотрим несколько ситуаций, свидетельствующих о том что пора:
1. Держава захватывает полуостров и нац.валюта падает в два раза;
2. В стране бесконечные революции и тотальный раздрай в экономике;
3. Разъяренные люди обрушивают статуи диктаторов.
Отлично, тебе туда! Буржуа, элита и просто богачи скорее всего готовы отдать что-то редкое, по привлекательной цене в твердой валюте. Чем труднее это вывезти из очага неспокойствия тем интереснее сделка. Заварушки в стиле Индианы Джонс в перемешку с "Черной пятницей" и военным положением – то еще приключение! В иных случаях ты должен быть как Шерлок и искать следы редкостей по всему миру, методично и скрупулезно. Только так можно получить астрономический profit.
Зачем?
А что получает инвестор кроме прибыли при продаже?
Естественно если речь не идет об автомобиле в заводской упаковке, то можно и нужно получать удовольствие от вождения. Кроме того вы получаете гарантированный пропускной билет в закрытые клубы любителей классических автомобилей. Уж поверьте социальный капитал, приобретаемый на вечеринках и встречах, может принести куда гораздо больше прибыли, чем удорожание самого автомобиля.
Вооружившись парой чемоданов с деньгами, каталогами аукционов и знаниями о коллекционной стоимости конкретных экземпляров можно весело провести время, распивая благородные напитки и разъезжая по светским мероприятиям на своей коллекционной игрушке, дорожающей быстрее, чем биткойн в конце 17-ого года.
Бесконечно дорожающей.