Экологическую ситуацию в Бишкеке можно назвать критической. Эксперты бьют тревогу, призывая не проветривать помещения в связи с повышенной концентрацией частиц PM2.5. Ведь последние могут стать причиной легочных и сердечных заболеваний.
Госведомства, в свою очередь, не спешат принимать меры, снимая с себя ответственность за экологический кризис и заявляя, что «загрязнение атмосферного воздуха в Бишкеке — в пределах допустимой нормы», а доводы экологов, представляющих интересы неправительственных организаций, несостоятельны.
Как спасти бишкекчан от вредоносного смога?
В числе возможных вариантов, кроме использования экологически чистого топлива для автотранспорта и перехода населения на газовое и электроотопление жилья, эксперты называют создание природоохранного фонда. Подобная структура позволит решать экологические проблемы комплексно, не создавая дополнительное финансовое бремя для государственного бюджета. Финансирование организации предлагают возложить на крупные предприятия Кыргызстана, сосредоточенные преимущественно в северной части страны.
«Есть такое понятие, как социальная ответственность. Крупный бизнес сосредоточен преимущественно в Бишкеке и Чуйской области, так почему бы таким предприятиям не задуматься над решением экологических проблем, тем более что некоторые солидные предприятия освобождены от уплаты налогов на прибыль и могут себе позволить перенаправить средства на другие цели? – задается вопросом эксперт по государственному управлению Шерадил Бактыгулов. – Крупный и средний бизнес должен понимать: в этом регионе Кыргызстана проживают их сотрудники, родственники. То есть должно быть осознание того, что экологические проблемы касаются каждого бишкекчанина – от жителя саманной новостройки до новоявленных столичных нуворишей».
Природоохранный фонд Бактыгулов считает наиболее оптимальной структурой, которая бы вне бюджета решала экологические задачи и финансировала программы, касающиеся окружающей среды. Однако доверять государству подобную структуру не рекомендуется. Со слов эксперта, управлять фондом должен попечительский совет, который будет отслеживать целевое использование средств. Причем финансы должны идти не на ремонт кабинетов чиновников и обновление автопарка профильных госструктур, а на реализацию экологических программ.
Отметим, что идею создания подобного фонда на высоком уровне обсуждали еще в 2017 году — в рамках переговоров правительства Кыргызской Республики с канадской компанией Centerra Gold Inc. Более того, 11 сентября прошлого года власти Кыргызстана подписали с зарубежными инвесторами, основным активом которых в КР является рудник «Кумтор», Стратегическое соглашение по защите окружающей среды и продвижению инвестиций. Одним из пунктов данного документа является вопрос о создании Фонда развития природы.
Решение есть. НО!
Согласно условиям соглашения, «Центерра» обязуется перечислить в этот фонд 50 млн долларов США на реконструкцию очистных сооружений по Иссык-Кульской области. Кроме того, «Кумтор» и «Центерра» готовы увеличить сумму ежегодных экологических платежей – с нынешних 310 тыс. долларов до 3 млн.
Но есть одно «но»! Правительство Кыргызстана постоянно откладывает сроки, оговоренные Стратегическим соглашением, до наступления которых должны быть выполнены все условия, предваряющие вступление в силу данного соглашения.
Сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков уверен, что Бишкек больше не может ждать, когда на рынок зайдут новые инвесторы, а ситуация с экологией окончательно усугубится, поэтому видит в идее вступления в силу Стратегического соглашения с «Центеррой» и, как следствие, создании Фонда развития природы единственно верный выход.
«В столице есть общественные организации, которые готовы начать бороться за экологию в Бишкеке и за его пределами. Я поддерживаю идею создания и запуска подобного фонда. Чего ждут власти Кыргызстана? В стране есть общественные организации, которые готовы работать над реализацией экологических программ, однако чиновники, видимо, надеются, что очередные иностранные доноры дадут нам денег просто так. А если нет, то экологические программы так и останутся на бумаге?» – задается вопросом Шестаков.
Шанс расставить приоритеты
Говоря о «Центерре», стоит напомнить, что по условиям соглашения от 2009 года, в КР функционирует Фонд развития Иссык-Кульской области, в который золотодобывающее предприятие перечисляет 1% от валового дохода ЗАО «Кумтор Голд Компани». Данные средства предназначены для финансирования социально значимых проектов Иссык-Кульской области, направленных на развитие экономического потенциала и социальной инфраструктуры региона, однако часть суммы можно было бы направить и на решение экологических вопросов региона.
Вместе с этим, не стоит забывать и о 50 млн долларов Фонда развития природы, часть которых (от 10 до 20 процентов – т.е. 5-10 млн долларов) имеет смысл перенаправить на борьбу с загрязнением окружающей среды Бишкека и Чуйской области, т. к. «Кумтор» не является собственностью исключительно Иссык-Кульской области и несет ответственность и за другие регионы страны, будучи бюджетообразующим предприятием Кыргызстана и принося пользу всей стране. И эти вопросы необходимо поднимать на уровне правительства, в том числе и в рамках переговоров с топ-менеджментом Centerra Gold Inc. Последние, вероятно, смогут пойти навстречу руководству Кыргызской Республики и подкорректировать статьи с учетом экологических проблем государства при наличии разработанных программ по борьбе с загрязнением окружающей среды.
«Представители мэрии Бишкека подтвердили, что муниципалитет зарабатывает около 6 млрд сомов в год, но самому городу остается только 10% от этой суммы. Нехватка средств сказывается на неспособности муниципалитета закупать транспорт, работающий на экологически чистых видах топлива. Мэр не может использовать на эти цели и без того скромный бюджет города. Естественно, тема Фонда развития природы постоянно обсуждается в экспертных кругах. В Кыргызстане назрела необходимость в его создании, но рационально будет формировать его не только за счет средств «Кумтора», — подчеркивает Игорь Шестаков.
Скинемся на экологию
Со-финансирование Фонда развития природы, помимо «Кумтора», могут взять на себя и другие крупные компании, в том числе горнорудные, ведущие предпринимательскую деятельность на севере страны и так или иначе оказывающие воздействие на экологию: кожевенные предприятия, НПЗ «Джунда», цементные и шиферные заводы Чуйской области, прочие крупные предприятия. В этом случае бюджет организации будет постоянно пополняться.
«Правительству КР необходимо пойти навстречу «Центерре» и выполнить условия Стратегического соглашения от 2017 года. И чем быстрее, тем лучше – деньги на экологию есть, они лежат на поверхности, нужно лишь принять волевое решение», — уверены в экспертном сообществе.
Меж тем, уровень загрязнения воздуха в ноябре 2018 года сравнялся с показателями января текущего года. И картина столицы Кыргызстана, окутанной десятками тысяч кубометров вредных частиц, вскоре может стать вполне обыденной…