Первые телефоны появились в Петербурге 141 год назад - 27 ноября 1877 года в город привезли четыре заморских аппарата. Они были изобретены буквально за год этого американцем Александром Беллом.
Но массовой телефонной связи в городе не было еще пять лет. Весной 1882 года российские власти подписали контракт с компанией Белла на создание и эксплуатацию телефонных линий. К середине лета в Петербурга открылась первая телефонная станция. Она была расположена на Невском проспекте, 26, – в доме Ганзена и обслуживала 128 богачей. Только очень обеспеченные люди могли позволить себе иметь дома телефон.
Во-первых, дорогим удовольствием был сам телефонный аппарат. А его содержание и вовсе обходилось в 250 рублей в год. И это только при условии жизни в центре Петербурга не далее трех верст (3,2 км) от дома Ганзена. Каждая следующая верста стоила для владельца телефона на 50 рублей дороже.
А теперь, для сравнения, цены в Петербурге в те годы: годовое жалованье - 300 рублей, черный хлеб - 2 копейки, литр молока - 10 копеек, курица — 40 копеек, мешок картофеля — 1 рубль.
Само собой, роскошь обладания телефоном позволили себе очень обеспеченные люди, например, братья Нобели и генерал-лейтенант граф Левашов. Но в домах было установлено всего 20 процентов телефонов. Остальные поставили в конторах. Звонить смогли Меднопрокатный трубный завод, учетный и ссудный банки, Правление Балтийской железной дороги, Биржа.
Одними из первых телефоны установили в редакциях газет «Голос», «Новое время» и «Новости». Не отставали и военные. Связью обзавелись канцелярия лейб-гвардии Семеновского полка и Николаевская Академия генерального штаба.
Но и богач, и редактор, и банкир становились равны перед телефонной барышней. Ведь иметь дома аппарат - это полдела. Главное - вызвать телефонистку, назвать ей район, где живет человек, с которым надо связаться, и его номер. Телефонистка вставляла штекер в нужное гнездо коммутатора и абонент слышал звонок.
Кстати, стать телефонисткой было очень сложно. На работу принимали только высоких, физически крепких незамужних девушек со стальными нервами. Высоких - чтобы дотягиваться до всех гнезд коммутатора, крепких - потому что им приходилось работать по 7 часов с тяжелыми наушниками и выполнять по 200 соединений в час, незамужних - чтобы мысли о семье не отвлекали и не мешали концентрироваться на номерах абонентов, нервы же требовались, так как владельцы телефонов частенько торопились и ругались. Ну и естественные требования: четкая дикция и хороший слух.
К осень 1882 года в Петербурге было уже 259 абонентов, а ремарка "у нас есть телефон" в рекламе городских магазинов и фирм указывала на их респектабельность.
Читайте также:
Как в Ленобласти взлетел первый в России самолет
Петербургские ученые нашли кладезь энергии в пирамиде Хеопса